Азербайджанский вираж: укрепление независимости или международный капкан

12 сентября 2025  17:37 Отправить по email
Печать

После крушения СССР и возникновения новых независимых государств на постсоветском пространстве, отношения между Россией и Азербайджаном развивались активно, динамично, хотя и не без конфликтов. Дипломатические отношения были установлены 4 апреля 1992 года. Если в период правления Народного фронта Азербайджана и его лидера А. Эльчибея двусторонние отношения носили в основном конфликтный характер, и сводились к целому ряду взаимных претензий, то с приходом во власть в июне 1993-го года Гейдара Алиева, отношениям удалось придать конструктивный характер.

Так, в мае 1994-го года при посредничестве России был подписан Бишкекский протокол, позволивший надолго заморозить конфликт вокруг Нагорного Карабаха, а 3 июля 1997-го года был подписан Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной безопасности, заложивший правовую основу для дальнейшего сотрудничества. В январе 2001-го года произошёл первый за всё постсоветское время визит президента России в Азербайджан, в ходе которого удалось снять целый ряд разногласий. В 2008-м году между странами была подписана декларация о дружбе и стратегическом партнёрстве, а в феврале 2022-го года межгосударственные отношения выходят на новый уровень: страны подписывают Московскую декларацию, где впервые зафиксирован союзнический характер отношений между РФ и Азербайджаном.

Если в 90-е годы прошлого столетия экономическое взаимодействие между РФ и Азербайджаном носило весьма ограниченный характер, то в последующий период странам удалось развернуть широкое сотрудничество в торговой, инвестиционной, социальной и культурной областях.

Наибольших успехов удалось достичь во взаимной торговле. Товарооборот за последние 30 лет вырос аж в 25 раз! Со 189 млн. долл. в 1995-м году до 4,8 млрд. долл. в 2024-м году. Россия вышла на третье место среди внешнеторговых партнёров Азербайджана после Италии и Турции, причём объём экспорта из России примерно в 3 раза превышает объём импорта из Азербайджана. Россия экспортирует в республику пшеницу и злаки, машины, оборудование, чёрные и цветные металлы, транспортные средства и древесину. В азербайджанском импорте в Россию преобладают газ, текстиль, хлопок, а также овощи и фрукты. В Азербайджане зарегистрировано более 1800 компаний с российским участием. Среди них такие бизнес-гиганты как «Газпром», «Лукойл», Банк ВТБ и «АвтоВАЗ». Работает производство и сборка российских автомобилей «КАМАЗ», «Урал» и «Газель». Общий объём прямых инвестиций из России оценивается в сумму более 9 млрд. долл., а из Азербайджана в РФ - 1,2 млрд.долл.

Большое значение имеет и сотрудничество в гуманитарной сфере. В Азербайджане русский язык сохранился в качестве языка преподавания в общеобразовательных школах и государственных ВУЗах. В республике работает более 300 школ с обучением на русском, а во всех государственных ВУЗах есть факультеты, где преподавание ведётся на русском языке. В 2008-м году в Баку был открыт филиал МГУ им. М.В. Ломоносова, а в 2015-м открылся бакинский филиал Первого Московского государственного медицинского университета им. И.М. Сеченова.

В апреле 2022-го года был подписан двусторонний договор о сотрудничестве в сфере пенсионного обеспечения. Согласно договору, азербайджанским мигрантам будет засчитан трудовой стаж, полученный ими во время работы в России, тот же порядок действует и для россиян, работавших в Азербайджане. В 2024-м году Азербайджан посетили около 730 тысяч туристов из России, то есть 28% от общего числа иностранных туристов.

Но есть и другая составляющая российско-азербайджанских отношений. И здесь нужно рассказать о нефтедобывающей сфере. 20 сентября 1994 года в Баку был подписан так называемый «Контракт века», международное соглашение о разработке трёх нефтяных месторождений «Азери», «Чираг» и «Гюнешли» в Каспийском море. В соглашении участвовало 13 компаний из 8 стран мира (Азербайджан, Великобритания, Норвегия, Россия, Саудовская Аравия, США, Турция, Япония). Контракт изначально предполагал 10 млрд. долл. необходимых инвестиций, а предполагаемые запасы нефти оценивались в 511 млн. тонн, однако впоследствии выяснилось, что сырьевой потенциал месторождений оказался ещё выше, соответственно до 11,5 млрд долл. выросла и сумма инвестиций. Контракт стал одним из самых крупных в мире как по количеству запасов, так и по объёму инвестиций. Реакция России была негативной. Российская сторона указала на то, что действия Азербайджана направлены на присвоение обширных каспийских пространств, нарушают действующий правовой режим, а также ущемляют права и интересы России. В посольство Азербайджана была направлена нота протеста, однако позиция России была проигнорирована. Вскоре после заключения соглашения нефтяные компании обеспечили быструю разработку и добычу больших объёмов нефти на Каспии, что позволило Азербайджану в короткие сроки стать крупнейшим поставщиком нефти на международные рынки, а в политическом смысле превратиться в крупную нефтяную державу и сильного регионального игрока.

Сразу же возник и другой вопрос: о транспортировке добытой нефти. Россия предложила прокачивать каспийскую нефть по нефтепроводу Баку – Грозный – Новороссийск, в то время как Турция предложила построить альтернативный маршрут Баку – Тбилиси – Джейхан. Нефтепровод Новороссийск – Баку был построен ещё в 1983-м году и предназначен для транспортировки западносибирской нефти на азербайджанские НПЗ. В 1996-ом по соглашению между РФ и Азербайджаном нефтепровод был переведён в реверсный режим и теоретически был готов к прокачке каспийской нефти, но он проходил через территорию Чечни, которая в то время контролировалась сепаратистами. Южный маршрут ещё нужно было построить, к тому же и он будет проходить через нестабильные территории (в частности через контролируемою курдскими формированиями часть Турции), что также создавало вопросы к данному проекту. Российская сторона естественно настаивала на северном маршруте и в итоге добилась решения вопроса в свою пользу. С ноября 1997-го года каспийская нефть стала прокачиваться по нефтепроводу Баку – Новороссийск. На тот момент это был единственно возможный маршрут транспортировки азербайджанской нефти. Чтобы уйти от российской зависимости в Баку стали искать возможности для диверсификации поставок. Получив поддержку США, Великобритании, Турции и Грузии, Азербайджан начинает прокладку нефтепровода Баку – Тбилиси – Джейхан. Также начинается строительство маршрута Баку – Супса из Азербайджана в Грузию. Первоначально объёмы прокачки нефти через Россию были довольно большими - около 5 млн. тонн в год. Однако после введения в эксплуатацию нефтепровода Баку – Тбилиси – Джейхан в 2006-м году, объёмы транспортировки по северному маршруту упали более чем в три раза и составили около 1,5 млн. тонн в 2017-м году. Уже к 2015-му году 80% азербайджанской нефти транспортировалось по нефтепроводу БТД, ещё 12% по линии Баку – Супса и лишь 5% по северному маршруту. Азербайджану удалось диверсифицировать маршруты поставок нефти и тем самым ослабить зависимость от России.

В западных СМИ зачастую говорят о том, что благодаря южному маршруту Азербайджану удалось укрепить собственную независимость, но это далеко не так. Ослабив российский фактор, Азербайджан усилил турецкий и британский. Нельзя забывать, что большая часть нефтепровода Баку – Тбилиси – Джейхан (1076 км) пролегает через территорию Турции, также при активном участии Турции были созданы газотранспортные маршруты, такие как Баку – Тбилиси – Эрзурум и TANAP, позволившие поставлять азербайджанский газ как в саму Турцию, так и в европейские страны. Оператором нефтепровода Баку – Тбилиси - Джейхан является британская компания British Petroleum (ВР). BP также является оператором морских нефтяных месторождений «Азери-Чираг-Гюнешли» и газового месторождения Шах-Дениз. За последние 30 лет инвестиции BP и аффилированных с ней международных компаний в данные проекты превысили 85 млрд. долл. Великобритания является крупнейшим инвестором в Азербайджанскую экономику, доля прямых инвестиций превышает 37 млрд. долл., а на территории республики работает более 500 британских компаний.

Время от времени между РФ и Азербайджаном происходили крайне неприятные события, способные привести к ухудшению двусторонних отношений. Так, 9 ноября 2020 года, во время Второй карабахской войны, на территории Армении, Вооружённые силы Азербайджана сбили российский вертолёт МИ-24. Вертолёт находился вне зоны боевых действий и сопровождал автоколонну российской военной базы №102, дислоцированной в Гюмри. В результате инцидента погибли два члена экипажа, а третий получил травмы средней тяжести. В Баку признали свою ответственность за случившееся, заявили, что вертолёт был сбит по ошибке, принесли извинения, выразили соболезнования семьям погибших. А также выразили уверенность в том, что подобные случаи в будущем не повторятся. Однако не прошло и трёх лет как инцидент повторился. Только с ещё более трагичным финалом. 20 сентября 2023 года в результате обстрела Вооружённых сил Азербайджана в Нагорном Карабахе погибли пять российских военнослужащих, выполнявших миротворческую миссию в зоне конфликта. В том числе заместитель командующего российского миротворческого контингента в Нагорном Карабахе Иван Ковган. С Азербайджанской стороны последовали очередные извинения, соболезнования и заверения, что виновные будут наказаны. Но, Россия и на этот раз воздержалась от жёстких реакций в адрес Азербайджана. В Москве явно не хотели идти на ухудшение отношений с союзником даже из-за таких вопиющих случаев. Сотрудничество по многим направлениям было продолжено. В течение 2024-го года президенты РФ и Азербайджана встретились три раза, а в ходе визита Путина в Баку 18 – 19 августа был подписан целый ряд важных документов. В частности, стороны договорились о совместном производстве нефтяных танкеров класса «река-море», были также подписаны соглашения между правительствами о сотрудничестве в здравоохранении, в области карантина и защиты растений, а также соглашение о сотрудничестве в области безопасности пищевой продукции. Кроме того, по итогам визита была создана рабочая группа по вопросу обмеления Каспийского моря. Иначе говоря, к 2024-му году межгосударственное сотрудничество приобрело масштабный и многосторонний характер.

А в 2025-ом отношения сломались. Событием, запустившем процесс резкого ухудшения отношений между РФ и Азербайджаном, была катастрофа пассажирского самолёта компании AZAL около казахстанского города Актау. 25 декабря 2024-го года при посадке в аэропорту, близ казахстанского города Актау, потерпел крушение самолёт Embraer Е190 азербайджанской компании AZAL, выполнявший рейс Баку – Грозный. На борту находилось 67 человек (62 пассажира и 5 членов экипажа), из которых погибли 38, включая трёх членов экипажа. Президент РФ Владимир Путин в телефонном разговоре с президентом Азербайджана принёс извинения в связи с тем, что трагический инцидент произошёл в воздушном пространстве России. Также в России подчеркнули, что в этот день аэропорт Грозного был подвергнут атаке украинских беспилотников. Для расследования причин авиакатастрофы в Казахстане была создана правительственная комиссия. К работе комиссии была привлечена группа международных экспертов, специалисты из России, Азербайджана, а также представители компании Embraer. Также по факту крушения самолёта в России было возбуждено уголовное дело.

Однако уже через четыре дня после катастрофы, не дожидаясь итогов расследования, президент Азербайджана Ильхам Алиев потребовал от России признать вину за случившееся, наказать виновных и выплатить компенсации. По словам Алиева, самолёт, находясь на территории России, близ города Грозный, сначала был приведён в неуправляемое состояние с помощью средств РЭБ, а затем пострадал в результате открытого с земли огня. Позиция России была однозначной: делать какие-либо выводы рано: необходимо дождаться результатов расследования. «Мы ожидаем результатов работы комиссии, которая занимается расследованием как в Казахстане, так и в Азербайджане», — заявил пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков на брифинге 9 января. Он также подчеркнул, что Россия стремится выяснить причины трагедии. Такое же мнение высказывала и казахстанская сторона. В феврале Казахстан опубликовал предварительный отчёт о катастрофе. В нём говорится, что самолёт, находясь в воздухе, получил многочисленные повреждения, но при этом ничего не сообщается о причинах катастрофы. Вскоре Азербайджан предпринимает целый ряд недружественных действий в отношении России: в Баку закрывают российский информационно-культурный центр («Русский дом») и упраздняют представительство медиа-группы «Россия сегодня» (Sputnik Азербайджан). Обращает на себя внимание и внезапная отмена визита президента Азербайджана в Москву на празднование 80-летия победы в Великой Отечественной войне.

После ареста 27 июня членов азербайджанской диаспоры в Екатеринбурге, отношения между странами перерастают в острый межгосударственный конфликт. И, хотя арестованные были гражданами России, а задержаны были по подозрению в совершении тяжких преступлений, в Баку крайне резко отреагировали на события. В Азербайджане немедленно отменили все культурные мероприятия российских учреждений, затем последовали аресты российских журналистов. А 19 июля, накануне III Шушинского глобального медиафорума, президент Азербайджана Ильхам Алиев в ходе общения с журналистами в Ханкенди сделал ряд громких заявлений. Во-первых, Алиев заявил, что Азербайджан подаёт иск к России в международные судебные инстанции в связи с крушением самолёта под Актау. По словам президента Азербайджана за семь месяцев Баку не получил «никакого ответа» от российских официальных лиц. «Генеральный прокурор Азербайджана направляет запросы главе Следственного комитета России, однако в ответ приходит лишь формулировка "следствие продолжается". Такая позиция является контрпродуктивной. Азербайджан намерен подать документы в международные судебные инстанции», — сказал Алиев. «Для нас всё ясно. Мы знаем, что произошло, и можем это доказать»,— также заявил он.

Затем последовало ещё одно резкое заявление. Отвечая на вопрос о том, какой совет он может дать Киеву, Алиев впервые открыто выступил на стороне Украины. «Украина не должна соглашаться на оккупацию. Я думаю, что это созвучно чаяниям украинского народа, который не готов мириться с оккупацией. Это главный совет. И это то, что сделали мы», — заявил он. Несмотря на то, что в ноябре 2020-го года вторая карабахская война закончилась благодаря усилиям российского президента Владимира Путина, президент Азербайджана об этом ни разу не упомянул. Зато последовали словесные реверансы в адрес президента Трампа, ранее не проявлявшего видимого интереса к закавказскому региону. «Мы очень благодарны президенту США Дональду Трампу за стремление помочь Азербайджану и Армении в конце концов договориться. Несмотря на то что он занят более глобальными вопросами международной безопасности, он ситуацию на Южном Кавказе тоже держит в поле своего зрения», — заявил Ильхам Алиев. Вскоре после этого состоялся визит Алиева в США, где в ходе трёхсторонней встречи лидеров США, Азербайджана и Армении была подписана Вашингтонская декларация, предусматривающая создание транспортного коридора между основной частью Азербайджанской республики и её Нахичеванской автономной республикой через территорию Армении. Коридор получил название «Маршрут Трампа во имя международного мира и процветания». Хотя ранее предполагалось, что создание такого коридора будет проходить под контролем России. То есть фактически речь идёт не только о претензиях к России, но и о смене всего внешнеполитического курса Азербайджана.

Чем вызваны такие демарши азербайджанского руководства? Очевидно, что история с крушением самолёта — это только предлог. Россия в аналогичных ситуациях вела себя гораздо более сдержанно. Ни в 20-м, ни в 23-м году, когда азербайджанская армия расстреливала наших военных, Россия не стала разгонять конфликт, удовлетворившись извинениями азербайджанской стороны. В Баку же сочли нужным пойти на резкую эскалацию, поставив под вопрос союзнический характер двусторонних отношений. Здесь нужно отметить, что после второй карабахской войны (27 сентября – 10 ноября 2020-го года), в ходе которой Азербайджану удалось восстановить контроль над большей частью Нагорного Карабаха, позиции Азербайджана сильно укрепились. Также, как и существенно укрепилась роль Турции в Закавказье. Турция оказала широкомасштабную военную помощь Азербайджану как путём крупных военных поставок, так и за счёт переброски в зону боевых действий сирийских боевиков. А позже факт прямого военного участия Турции в решении карабахского вопроса подтвердил и глава турецкого МИДа Хакан Фидан. На церемонии награждения медалью за государственную службу президентом Эрдоганом, Фидан заявил следующее: «Я получаю эту медаль от имени товарищей, которые погибли, выполняя ваши приказы в Ливии, Карабахе, Сирии и Ираке». Уже в июне 2021-го года Азербайджан и Турция подписывают Шушинскую декларацию, где заявлено, что стороны обязуются оказывать друг другу военную помощь в случае агрессии или угрозы агрессии со стороны третьих стран. То есть фактически формируют военный альянс. Предложения И. Алиева об объединении военных потенциалов Турции и Азербайджана, закупки современной турецкой военной техники и боеприпасов, постоянные разговоры о необходимости создания турецкой военной базы в Азербайджане – всё это также говорит о резком усилении турецкого фактора в Закавказском регионе.

Нельзя сбрасывать со счетов и роль Британии. Выше уже отмечалось присутствие этой страны в экономике Азербайджана. Но к экономике всё не сводится. Так, например, согласно расследованию центра OCCRP, азербайджанские элиты владеют активами в Лондоне на сумму почти 700 млн. долл. А в силу того, что зарубежные активы в любой момент могут арестовать, это безусловно создаёт определённую зависимость правящих кругов Азербайджана от Лондона. В Британии предпочитают не замечать ни авторитарно-клановый характер азербайджанской власти, ни нарушения в области прав человека, ни подконтрольность СМИ и вообще избегают какой-либо критики азербайджанского политического режима. А выделение Лондоном в апреле нынешнего года кредита на сумму 5 млрд фунтов стерлингов носит характер явной политической поддержки руководства Азербайджана. Всё это вместе взятое говорит о том, что нынешний курс Баку на конфронтацию и разрыв традиционных связей с Россией находит полное одобрение и поддержку со стороны Великобритании.

По всей видимости в Баку решили, что в силу всех этих обстоятельств Азербайджан более не нуждается в дружбе с Россией. Отныне дружить следует с Британией и Турцией, а также с США, которые теперь тоже напрямую присутствуют в регионе. Но такой геополитический разворот вряд ли пойдёт на пользу Азербайджану. От данных раскладов проиграет не только Россия, но и сам Азербайджан. Уже сегодня сокращаются торговые отношения с Россией, но это не всё. Пока азербайджанское руководство проводило разновекторный внешнеполитический курс, то ему ещё удавалось как-то удерживать независимость республики, балансируя между интересами России, Турции, США и других мировых игроков. Ссорясь с Россией, Азербайджан рискует полностью утратить свой суверенитет, всё больше подпадая под влияние своих старших партнёров. Например, Турция давно уже грезит идеями создания «Великого Турана» - проекта объединения всех тюркских народов под эгидой Турции. А сегодня она получает для этого все возможности. При этом, укрепляя свои позиции в Азербайджане, ни Турция, ни Британия отнюдь не расположены считаться с интересами своего младшего партнёра.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram или в Дзен.
Будьте всегда в курсе главных событий дня.

Комментарии читателей (0):

К этому материалу нет комментариев. Оставьте комментарий первым!
Следует ли вернуть графу "национальность" в паспорт?
Доверяете ли Вы ВЦИОМ?
76.9% Нет, не доверяю
Подписывайтесь на ИА REX
Войти в учетную запись
Войти через соцсеть