Новую волну германо-итальянского натиска далось остановить с большим трудом и только вне пределов Европы. Уже в начале 1941 года британские успехи в Северной Африке стали очевидными для всех. Итальянские колониальные владения оказались под угрозой. В войну на Средиземном море активно вмешивается Германия. Гитлер еще 8 октября 1940 года, во время встречи с Муссолини на перевале Бреннер, предложил военную помощь союзнику, но тот отказался, не желая зависеть от немцев на чисто итальянском, по его мнению ТВД. 8 декабря 1940 года армия генерала А. Уэйвелла перешла в успешное контрнаступление, обходя позиции итальянцев через пустыню. Высокий уровень механизации позволял англичанам делать марши по 40-50 км. в день. 9 декабря началась битва у Сиди-Баррани, которая закончилась 11 декабря разгромом и преследованием спешно отходивших итальянцев. Англичане сумели использовать перерыв в военных действиях для того, чтобы подтянуть резервы и незаметно сосредоточить на участках прорыва превосходящие силы. Были взяты Тобрук и Дерна, 6 февраля 1941 года англичане вошли в Бенгази. За два месяца они прошли более 500 миль.
Значение этого успеха явно выходило за пределы Северной Африки. 31 января 1941 года Черчилль обратился к президенту Турции, предложив ему предоставить базы для королевских ВВС, которые стали бы лучшей гарантией безопасности Турции, явным свидетельством чему стали недавние победы британской армии. Потеря Киренаики и особенно Тобрука, который был базой Regia Marina в течение почти 30 лет, стала очень серьезным ударом для итальянского флота. После потери Бенгази точка зрения дуче относительно появления немцев Ливии изменилась. С 9 декабря 1940 по 7 февраля 1941 г. было полностью уничтожено 8 итальянских дивизий, в плен попало 130 тыс. чел., англичане захватили 470 танков и свыше 1300 орудий. Их собственные потери составили всего 500 убитых, 1373 раненых и 55 пропавших без вести. «Великая итальянская армия, вторгшаяся в Египет и рассчитывавшая завоевать его, — вспоминал Черчилль, — уже почти не существовала как военная сила, и только огромные трудности, связанные с расстоянием и с доставкой движения, задерживали английское наступление на запад.»
Это был серьезнейший удар по амбициям Муссолини. Осознав масштаб поражения, он обратился за помощью к Гитлеру. Прежде всего в итальянских владениях появилась германская авиация, которая оказалась гораздо эффективнее итальянской. В январе 1941 года в Италию был переброшен немецкий Fliegerkorps X – свыше 500 пикирующих и средних бомбардировщиков, истребителей, которые действовали против Мальты. Положение гарнизона острова резко усложнилось. X Авиационный корпус и его командир ген. Ганс Гейслер были элитой Люфтваффе, проявившие себя в Норвегии и битве за Англию. На Мальте сразу почувствовали это. С прибытием немцев бомбежки стали проводиться не только днем, но и ночью. Немецкие пилоты уже 11 января добились попадания в прикрывавшие конвой из Гибралтара на Мальту легкие крейсера «Gloster» и «Southhampton». Последний корабль получил столь сильные повреждения, что его пришлось потопить. Серьезные повреждения получил «Illustrious», авианосец пришлось перебросить на ремонт в США. Резко выросли потери британских конвоев, следовавших из Гибралтара на Мальту и в Египет.
6 февраля Гитлер вызвал к себе ген.-л. Роммеля. Он был назначен командиром германских экспедиционных сил в Северной Африке, с 19 февраля они получили новое название – Германский Африканский корпус. 11 февраля 1941 года немцы начали высаживаться в Африке для оказания помощи своим итальянским союзникам. 12 февраля в Триполи прибыл Роммель. К этому времени англичане уничтожили и захватили около 1,3 тыс. итальянских орудий и 400 танков, в плен попало до 130 тыс. итальянцев. Они быстро отходили к Триполи, прикрываясь пустыней. Две трети итальянской колонии было захвачено. Собрав офицеров своего штаба, Роммель объяснил им логику будущих действий: «Наша задача – восстановить веру итальянцев в свое оружие и поднять боевой дух наших союзников… Мы должны защитить область Триполи от атак британской армии. Мы её остановим.» Для этого, по словам Роммеля, необходимо было выиграть время, которое было необходимо для переброски и развертывания его корпуса.
Дальше произошло нечто неожиданное – британцы остановились. «Несмотря на исключительно благоприятный момент, — отмечал бывший советский военный атташе в Италии ген.-м. Н.Н. Биязи, — англичане не рискнули продолжать преследование отступавших через Сиртскую пустыню итальянских войск до самого Триполи. Между тем, господство англичан на море могло позволить высадку морского десанта, а их превосходство в воздухе могло позволить осуществить переброску войск воздушным путем.» Причина была проста - отправка войск в Грецию помешала генералу Уэйвелу довести кампанию до конца и взять Триполи уже в 1941 году. Главнокомандующий на Ближнем Востоке был поставлен в известность о том, что войска нужны для помощи грекам от удара со стороны Болгарии. Генерал согласился с этим решением, в донесении в Лондон он отметил что, хотя ослабление войск в Киренаике и будет очень рискованным шагом, но итальянцы находятся в таком положении, что не смогут использовать передышку в свою пользу, а немцы вряд ли пойдут на такой риск, что бы перебросить в Африку крупные танковые силы. Эти оценки оказались неверными. Командующий войсками генерал Генри Мейтланд Вильсон был отозван из Ливии и направлен на Балканы. Его сменил ген.-л. Филипп Ним.
5 марта 1941 года начались перевозки сил на помощь Греции из Египта. Флот должен был обеспечить безопасность движения конвоев. Данное решение также было ошибочным и дорого обошлось англичанам. По данным немецкой разведки переброска началась с 1 марта (очевидно имелась в виду отвод войск с фронта или, вернее, с линии противостояния в Ливии). Воспользовавшись передышкой, Роммель предложил Гитлеру организовать контрнаступление с целью отвоевать Киренаику и создать угрозу Египту. Перевозка Африканского корпуса из Италии была проведена успешно и без особых потерь. К концу марта 1941 года она закончилась.
Тем временем англичане добились очередного успеха в борьбе с итальянцами, на этот раз в Восточной Африке. В Судане была сосредоточена 4-я индийская дивизия. 19 января 1941 г. она начала наступление в Эритрее. Целью был главный порт итальянской колонии Массауа. Движение было успешным Одновременно начались атаки на все итальянские владения в Сомали. Присутствие на стороне англичан Хайле Селассие обеспечивало значительную поддержку местного населения. Под знамена негуса стекались добровольцы. В феврале 1941 г. британцы вернули себе контроль над Сомалилендом. 25 февраля был взят Могадишу, где была захвачена база итальянской авиации, огромные склады с продовольствием, боеприпасами, и, что было особенно важно – горючим. Вслед за этим настала очередь Абиссинии, куда британцы вторглись со стороны Судана. Итальянские войска поначалу оказали упорное сопротивление, но к середине марта оно было сломлено. В марте 1941 года, когда перспектива падения контроля над Абиссинией и Эритреей стала очевидной, итальянское командование приняло решение вывести отсюда свои корабли. 4 уцелевшие подводные лодки должны были должны были уйти в Бордо, обогнув всю Африку. Все субмарины, пройдя два океана, выполнили эту задачу.
Надводные суда – колониальный шлюп «Eretrea» и три вооруженных в начале войны торговых судна – должны были уйти в Японию. Это удалось сделать только шлюпу и одному вооруженному транспорту. Около 50 германских и итальянских торговых кораблей, запертых в начале войны в Массауа, попытались прорваться во Францию. Это удалось сделать только двум из них. В Массауа осталось 5 эсминцев, которые погибли при взятии порта 2 апреля 1940 г. и при попытке устроить диверсию в Красном море против британского Порт-Судана. 6 апреля передовые части британской армии при поддержке партизан вступили в Аддис-Абебу. 8 апреля капитулировали остатки гарнизона Массауа – в плен сдалось около 10 тыс. чел. 4 мая британские войска и отряды эфиопских партизан окружили Аддис-Абебу. Негус предпочел выждать еще один день. 5 мая 1941 года, ровно через 5 лет после въезда в Аддис-Абебу Бадольо, в город въехал Хайле Селассие. Военные действия в Абиссинии продолжались до 19 мая 1941 г. герцог д’Аоста капитулировал с остатками своих войск.
Успехи британцев в Восточной Африке почти совпали по времени с решительными боями в Средиземном море. 27-29 марта британские силы под командованием Каннингхема встретились с итальянской эскадрой адмирала Анджело Иакино у мыса Матапан на побережье Пелопоннеса. Иакино планировал осуществить набег на британский конвой с войсками, но эти планы стали известны британскому командованию – итальянский шифр был взломан. На этот раз явное преимущество в силах было на стороне англичан – авианосец, 3 линкора и 4 легких крейсера против 1 линкора, 6 тяжелых и 2 легких крейсеров. 3 тяжелых итальянских крейсера («Zara», «Pola», «Fiume») и 2 эсминца («Alfieri», «Giosue Carducci»), попавших ночью под огонь британских линкоров, были уничтожены. Сказалось технологическое преимущество – на английских кораблях были радиолокаторы. Внезапно для себя итальянские корабли были освещены прожекторами британских эсминцев, а 381-мм. орудия линкоров начали расстреливать их с близкого расстояния. «Большей неожиданности, — вспоминал итальянский участник боя адм. Марк-Антонио Брагадин, — невозможно было даже вообразить.»
Тяжелые крейсера водоизмещением в 10 тыс. тонн с 8-дюймовой артиллерией были бессильны против дредноутов с их 15-дюймовыми орудиями. «Бедственное положение итальянских крейсеров было неописуемым.» - Вспоминал наблюдавший это избиение с мостика своего флагмана «Warspite» Каннингхем. Погибло около 2400 итальянских моряков, британские самолеты нанесли тяжелое повреждение линкору «Vittorio Veneto», который вышел из строя эскадры. Этот успех обошелся Средиземноморскому флоту в потерю всего 1 торпедоносца Swordfish. Корма линкора почти полностью ушла под воду и в таком виде он все же сумел добраться до своей базы, пройдя 420 морских миль.
Вскоре обстановка на Балканах и Средиземном море резко изменилась. Немецкий Африканский корпус в составе двух танковых дивизий закончил сосредоточение, итальянцы пополнили восемь своих потрепанных дивизий и усилили их еще одной мотомеханизированной дивизией. 31 марта началось контрнаступление Роммеля в Африке. Немцы и итальянцы двинулись на Бенгази. Поначалу наступавшие ставили перед собой менее амбициозные цели, но успех первых ударов был велик, и его решили развить. Британская группировка была ослаблена – лучшие части, и прежде всего лучшие танковые части были направлены в Грецию. Их заменяли 9-я австралийская дивизия, не имевшая еще боевого опыта, и 2-я танковая дивизия, воевавшая на трофейных итальянских танках, имевших большие недостатки.
Против них действовало около 600 танков и бронемашин, в воздухе господствовала авиация противника, основной пункт снабжения – Бенгази – находился в 450 милях от первоначальной линии фронта. Британским войскам было приказано обороняться и удерживать Бенгази для прикрытия отхода основных сил, после чего оставить, уничтожив портовые сооружения. 4 апреля британцы начали покидать Бенгази, ночью 6 апреля, когда отход войск был в полном разгаре, командующие войсками генерал-лейтенанты Филипп Ним и Ричард О’Коннор вместе с несколькими штабными офицерами выехали без сопровождения на машине и, заблудившись, нарвались на германский патруль, перекрывавший дорогу. Командование группы попало в плен. Пришлось срочно замещать командование.
8 апреля Уэйвелл вылетел в Тобрук. Он принял решение оборонять крепость. 13 апреля наступавшие окружили её, началась осада. 14 апреля итальянское Верховное командование сообщило о выходе на границу с Египтом. Успехи немцев вызвали прилив радости в стране. На стенах домов появились надписи «Добро пожаловать, Роммель!» и т.п. Египтяне ждали новых побед стран Оси и прежде всего - немцев. Британское командование признало этот факт, как и то, что Тобрук был блокирован германо-итальянскими войсками. Дважды – 11-14 апреля и 30 апреля – 2 мая они предпринимали штурм крепости и дважды гарнизон отбивал атаки. Продолжать наступление, не имея контроля над Тобруком, Роммель не мог. Он вынужден был остановиться.
После того, как стало ясно – прочного фронта на Балканах создать не удалось, британское командование приступило к эвакуации из Греции. Операция получила название Demon. Было вывезено 80% перевезенных в Грецию войск – свыше 51 тыс. солдат и офицеров. При эвакуации было потеряно четыре транспорта и два эсминца. Около 20 тыс. чел. с 25 по 26 апреля было перевезено на Крит. Высадка их была сопряжена с большими трудностями. 24 апреля германская авиация подбила стоявший в Суда-Бей танкер «Eleanora Maersk». Корабль водоизмещение в 10 тыс. тонн горел в течение пяти дней, сделав весьма опасным вход в гавань. Австралийские и греческие части, эвакуированные из Афин, часто перемешанные и потерявшие командиров, теряли на острове и дисциплину. Доступное местное вино способствовало этому разложению. Германское командование немедленно приступило к подготовке десанта на остров Крит – начало операции было запланировано на 17 мая. Успехи немецких десантников в Польше, Норвегии, Бельгии и Голландии убедили командование развернуть 7-ю авиационную дивизию в IX воздушно-десантный корпус. Его формирование не было закончено, но именно это соединение должно было сыграть главную роль в атаке Крита.


Комментарии читателей (0):