Американо-украинская сделка по природным ресурсам Украины

Международно-правовой экспресс анализ
8 мая 2025  13:27 Отправить по email
Печать

Международно-правовой экспресс анализ

30 апреля с.г. в Вашингтоне было подписано Соглашение[1] между Правительством Украины и Правительством США о создании Американо-украинского инвестиционного фонда восстановления.[2] Наибольший интерес в этом Соглашении представляют природные ресурсы, перечисленные в приложении к Соглашению, а также те условия распоряжения добытыми полезными ископаемыми, которые указаны в пп. ii ч. 1 ст. VIII Соглашения, поскольку условия ст. VIII затрагивают целый ряд положений Конституции Украины.[3]

Статья 13 основного закона Украины гласит, что: «Земля, ее недра, атмосферный воздух, водные и другие природные ресурсы, находящиеся в пределах территории Украины, природные ресурсы ее континентального шельфа, исключительной (морской) экономической зоны являются объектами права собственности Украинского народа. От имени Украинского народа права собственника осуществляют органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах, определенных настоящей Конституцией.

Каждый гражданин имеет право пользоваться природными объектами права собственности народа в соответствии с законом. Государство обеспечивает защиту прав всех субъектов права собственности и хозяйствования, социальную направленность экономики. Все субъекты права собственности равны перед законом

В приведенном положении Конституции обращает на себя внимание то, что граждане Украины имеют лишь право пользования природными ресурсами или по-другому природными объектами права собственности народа в соответствии с законом. Следует отметить, что в той же ст. VIII американо-украинского Соглашения они фигурируют как недропользователи, а природные ресурсы, упоминаемые в приложении к Соглашению, находятся в недрах Украины или в пределах ее континентального шельфа.

Как известно, Украина является одной из стран-участниц[4] Конвенции ООН по морскому праву 1982 г.[5] Природные ресурсы континентального шельфа фигурируют в ст. 73 Конвенции. Согласно ее ст. 133 те же: «ресурсы» означают все твердые, жидкие или газообразные минеральные ресурсы, включая полиметаллические конкреции, in situ в Районе на морском дне или в его недрах; ресурсы, когда они извлечены из Района, рассматриваются как «полезные ископаемые».

В статье «Международно-правовая космическая политика США: приглашение к уточнению статуса природных ресурсов небесных тел или вызов большинству государств?»[6] российские юристы-международники констатируют: «Несколько универсальных международных договоров проводят чёткое разграничение между статусом природных ресурсов (которые находятся в естественной среде в их «первозданном состоянии», выражаясь словами англоязычной юридической энциклопедии) от статуса уже извлечённых из естественной среды полезных для человека веществ.

Лишь первые являются природными ресурсами; они представляют собой ресурсы in situ. На них не распространяются, например, вещные права. Вторые – это извлечённые из естественной среды полезные ископаемые (minerals – термин Конвенции ООН по морскому праву 1982 года); энергетические материалы и продукты (energy materials and products – термин Договора к Энергетической хартии 1994 года); иные востребованные в человеческом обществе продукты. Разумеется, они являются объектом вещных прав.»

Согласно ст. 13 Конституции украинские граждане имеют лишь право «пользоваться природными объектами права собственности народа». Применительно к украинским реалиям недропользователь с момента извлечения природных ресурсов, оставаясь в том же качестве в отношении еще не добытых природных ресурсов, приобретает новое качество – он становится собственником добытых полезных ископаемых. С учетом двустороннего характера американо-украинского Соглашения можно отметить, что согласно американскому горному законодательству, право собственности возникает в отношении уже добытых полезных ископаемых.[7]

После извлечения природных ресурсов из недр Украины или ее континентального шельфа недропользователи, приобретая право собственности на добытые полезные ископаемые могут в полном объеме осуществлять права, указанные в статьях 13 и 14 Конституции. Последняя гласит «Каждый имеет право владеть, пользоваться и распоряжаться своей собственностью». Данная статья отражает известное правило, согласно которому составными частями такого права являются три правомочия – владения, пользования и распоряжения.

В ч. 1 ст. VIII межправительственной Соглашения ее Стороны для обозначения добытых полезных ископаемых используют слова «видобуток –добыча», «продукцiя – product – продукция» и «видобивна продукцiя – добытая продукция», вуалирующих изменение статуса добытых природных ресурсов, и устанавливают определенные ограничения на частноправовые условия сделок-продаж для недропользователей, но не для владельцев добытых полезных ископаемых. Причем в тексте Соглашения на украинском языке речь идет о купле, а в тексте на английском – о продаже «видобутка, продукции».

В соответствии с положениями ст. VIII Соглашения: «Каждый государственный орган Украины, уполномоченный выдавать лицензию или специальное разрешение на пользование недрами для любых активов, связанных с природными ресурсами, должен включить в условия такой лицензии или специального разрешения и в соответствующее соглашение об условиях пользования недрами или в соглашение о разделе продукции с недропользователями: (i) положение, позволяющее американскому партнеру (или его назначенному лицу или правопреемнику) вести переговоры о правах на приобретение добычи в соответствии с условиями Соглашения о партнерстве на рыночных коммерческих условиях в течение срока действия такой лицензии или специального разрешения; и (ii) требование к получателю в течение определенного периода времени и на условиях, которые будут указаны в Соглашении о партнерстве, воздержаться от предложения любой третьей стороне существенно более выгодных финансовых или экономических условий на приобретение добытой продукции по существу аналогичного качества или количества продукта.»

По сути, данное положение Соглашения навязывает потенциальному недропользователю определенные условия осуществления части права собственности (с того момента, когда он станет собственником полезных ископаемых) – в отношении распоряжения добытыми полезными ископаемыми без учета изменения статуса недропользователя. С частноправовой точки зрения эти условия могут быть квалифицированы как отягощения, а с точки зрения Конституции Украины как ограничения конституционных права украинского гражданина. Эти ограничения вводятся на основании межправительственного Соглашения, требующего ратификации только Верховной Радой Украины, но не предусматривающего ратификацию данного Соглашения Конгрессом США.

Согласно ст. 64 Конституции: «Конституционные права и свободы человека и гражданина не могут быть ограничены, кроме случаев, предусмотренных Конституцией Украины.» А согласно ст. 22: «Конституционные права и свободы гарантируются и не могут быть отменены. При принятии новых законов или внесении изменений в действующие законы не допускается сужение содержания и объема существующих прав и свобод.»

То есть, даже с учетом положений ч. 2 ст. 64 («В условиях военного или чрезвычайного положения могут устанавливаться отдельные ограничения прав и свобод с указанием срока действия этих ограничений.») ограничение права собственности украинских граждан должно вводиться на основании закона, но не межправительственного Соглашения, прикрываемого односторонней украинской ратификацией. Кроме того, акты любого законодательного органа любой страны, включая Верховную Раду, должны быть четко сформулированы, не должны содержать двусмысленностей, юридически точно определять и регулировать круг возникающих правоотношений.

В информационном бюллетене, подготовленном Белым домом и озаглавленном «Президент Дональд Трамп подписал соглашение о создании Американо-Украинского инвестиционного фонда восстановления» рассмотренные в данной статье научные выводы названы своими именами[8]: «Проекты в области природных ресурсов будут включать добычу полезных ископаемых, углеводородов и развитие соответствующей инфраструктуры. Если Соединенные Штаты решат приобрести эти ресурсы для себя, у нас будет право первого выбора: либо приобрести их, либо назначить покупателя.»

С момента ратификации американо-украинское Соглашение начнет действовать на территории большей части Украины, но это Соглашение с американской и украинской точек зрения де-юре будет действовать на территории пяти субъектов Российской Федерации, поскольку ни США, ни тем более Украина не признали их частью России.

P.S. к экспресс анализу.

Данный постскриптум подготовлен в связи с тем, что часть читателей, ознакомившихся с анализом, попросила уточнить ряд его положений. Статья «В Кремле прокомментировали сделку США и Украины по природным ресурсам» (1) четко фиксирует наиболее значимые вопросы, требующие юридического
анализа, а также пояснений к моему экспресс анализу. Автор принимает во внимание также то, что после его публикации появилась информация о том, что Верховная Рада единогласно проголосовала за американо-украинское Соглашение (2) при том, что часть ее депутатов даже не удосужилась прочитать это Соглашение. (3) Анализ также иллюстрирует американскую политику по размыванию понятийного аппарата в вопросах природопользования в международном праве – будь то нынешнее американо-украинское Соглашение или международное космическое право (МКП). По украинской Конституции природные ресурсы, находящиеся в недрах (территории страны и ее континентального шельфа), являются объектами права собственности Украинского народа. Право собственности состоит из трех
правомочий – владения, пользования и распоряжения. Понятие недропользователь, используемое в Соглашении, отражает то, что гражданин Украины имеет право осуществлять лишь одно из перечисленных правомочий – право пользования природными ресурсами. Воспользовавшись этим правом, он становится собственником добытых полезных ископаемых. (4) После добычи природных ресурсов меняются как их статус, так и статус недропользователя. Первые становятся полезными ископаемыми, а вторые их собственниками. Несмотря на указанные изменения статусов в Соглашении речь идет о том, что задействованные государственные органы Украины обязаны включать в
соглашения с недропользователями положения, обязывающие их после того, как недропользователи станут собственниками полезных ископаемых, выполнять американские требования в вопросах распоряжения полезными ископаемыми. Однако в силу иерархии в нормативной системе Украины в отношении права собственности действуют не нормы американо-украинского Соглашения, а те положения украинской Конституции, которые упомянуты в анализе. В нормативно-иерархической системе Украины ратификация межправительственного Соглашения Верховной Радой означает придание ему статуса закона. По Конституции Украины любой закон должен соответствовать
ее основному закону. (5) Положения американо-украинского Соглашения противоречат Конституции Украины, что представляет собой прямое нарушение основного закона данной страны. По мнению автора экспресс анализа, это стало реальностью благодаря участию американских юристов в разработке данного Соглашения. Американские юристы используют в американо-украинском соглашении
те же жульнические приёмы «юридической» техники, что и в национальных нормативных актах (6), а также документах, имеющих отношение к международному космическому праву. Причем делают они это в высшей степени профессионально, в силу чего крайне сложно понять реальный смысл разработанных ими национальных нормативных актов, а также двусторонних соглашений и документов, в которых задействованы иностранные партнеры.

(1) https://ria.ru/20250505/sdelka-2015028787.html?ysclid=mahq8yhm6r925699935.
(2) См. статью «Верховная рада единогласно ратифицировала соглашение с США о недрах»
https://vz.ru/news/2025/5/8/1331039.html.
(3) См. статью «Капитуляция XXI века» https://vizitnlo.ru/kapitulyacziya-hhi-veka/.
(4) Корисні копалини - полезные ископаемые - minerals - Nutzmineralien, Bodenschätze – природні мінеральні утворення, які за сучасного рівня розвитку техніки можуть використовуватись у господарстві безпосередньо або після попередньої обробки. Східний видавничий дім. За загальною редакцією В.С.Білецького. 2001. https://enc_uk.academic.ru/4613/%D0%BA%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%81%D0%BD%D1%96_%D0%BA%D
0%BE%D0%BF%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D0%BD%D0%B8

(5) См ст. 8 Конституции Украины. «В Украине признается и действует принцип верховенства права. Конституция Украины имеет высшую юридическую силу. Законы и другие нормативно-правовые акты принимаются на основе Конституции Украины и должны соответствовать ей.» https://konstitutsiyaua.ru/konstitutsiyaua-ru-rus.pdf?ysclid=ma91bp007891394540.
(6) См. Орешенков А.М. Теоретические основы международно-правового аспекта удаления «космического
мусора» // Московский журнал международного права. № 2, 2024. Сс. 46–64. URL: https://doi.org/10.24833/0869-
0049-2024-2-46-64 стр. 57.


[1] Угода мiж Урядом Украиïни та Сполучених Штатiв Америки про створення Американсько-украïнського iнвестицiйного фонду вiдбудови. Термин угода в украинском языке помимо значения соглашение имеет также значение сделка.

[6] Вылегжанин А., Юзбашян М., Алексеев М. 2023. Международно-правовая космическая политика США: приглашение к уточнению статуса природных ресурсов небесных тел или вызов большинству государств? – Международные процессы. No 21(3). С. 6-30. https://www.intertrends.ru/jour/article/view/362/162.

[7] «Mining in the United States: overview», Kevin L Shaw and Daniel P Whitmore, «Mayer Brown LLP» URL: https://uk.practicallaw.thomsonreuters.com/w-019-3805?transitionType=Default&contextData=(sc.Default)&firstPage=true#co_anchor_a507070 (accessed 12.06.2023), в настоящее время «Владелец сайта предпочёл скрыть описание страницы».

Подписывайтесь на наш канал в Telegram или в Дзен.
Будьте всегда в курсе главных событий дня.

Комментарии читателей (0):

К этому материалу нет комментариев. Оставьте комментарий первым!
Будет ли в день 80-летия Победы СССР в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг в очередной раз задрапирован Мавзолей Ленина?
62.9% Да
Подписывайтесь на ИА REX
Войти в учетную запись
Войти через соцсеть