Переговоры президента США Дональда Трампа и премьер-министра Израиля Биньямина Нетаньяху в Вашингтоне вызвали повышенное внимание политиков и экспертов. Дело в том, визит Нетаньяху был объявлен, но не готовился заранее. Более того, Белый Дом внезапно отменил совестную пресс-конференцию лидеров двух стран, а в Овальный кабинет были допущены всего несколько журналистов, которые задавали прежде согласованные вопросы. Помимо этого протокол США объявил, что на встречу Трампа и Нетаньяху отведено всего тридцать минут, что вызвал много вопросов о достаточности этого короткого периода для обсуждения сложных вопросов повестки дня. И это тогда, как пишет американская газета The Washington Post, «Ближний Восток перегружен внутренними и региональными кризисами». Это выстраивается в такой последовательности: иранская ядерная программа, ситуация в Газе и турецко-израильские осложнения в Сирии.
Предложенная США дипломатическая импровизация наводит экспертов на мысль, что истинная цель вызова Нетаньяху в Вашингтон может иметь мало общего с тем, о чем стороны говорили публично. Поэтому появились предположения о возможности того, что США за кулисами готовят какое-то «определенное событие» или «новый стратегический курс». Более того, как полагают эксперты, «Нетаньяху был вынужден услышать от Трампа суждения, которых он не хотел, и был застигнут врасплох». Речь прежде всего идет об Иране. Трамп сообщил Нетаньяху, что американская сторона «ведет прямые переговоры с Ираном на очень высоком уровне» о подписании ядерного соглашения и желает, чтобы «Израиль был вовлечен в этот процесс». По оценке Трампа, «переговоры увенчаются успехом во избежание обладания Ираном ядерным оружием», он подчеркнул, что «достижение соглашения с Ираном - наше любимое дело». Что касается Газы, то Трамп констатировал: «администрация усердно работает над достижением очередного соглашения о прекращении огня в этом секторе». Он также пытался успокоить Нетаньяху относительно опасений по поводу Сирии и Турции, указав на свои личные «отличные отношения с президентом Турции Реджепом Тайипом Эрдоганом». «Полагаю, что мы сможем это уладить. Я надеюсь, что это не будет проблемой», — отметил Трамп. Но остается открытым вопрос: убедили ли доводы Трампа Нетаньяху, и готов ли Израиль платить серьезную цену для продвижения дипломатических инициатив США на Ближнем Востоке?
БУДЬТЕ В КУРСЕ
А теперь посмотрим, что в «сухом остатке» вашингтонского саммита Трамп-Нетаньяху.
ИРАН. Газета The New York Times Фарназ Фассихи со ссылкой на трех иранских чиновников высокого ранга сообщила, что представители Ирана и США могут провести 12 апреля непрямые переговоры в Аммане. Прямые переговоры будут возможны, если эта встреча будет успешной. Это подтвердил и министр иностранных дел Ирана Аббас Аракчи.
ИЗРАИЛЬ - ТУРЦИЯ - СИРИЯ. Израиль заинтересован во фрагментации Сирии, в подготовке к ее разделению на сектантские и этнические государства и образования. Речь идет о разыгрывании курдской и друзкой «карт» с потенциальным перебросом процесса фрагментации в Турцию по принципу: если Анкара поддерживает государственность палестинцев, то не может выступать против государственности курдов и друзов в Сирии. По оценке американских экспертов, «это самая большая и серьезная проблема, стоящая перед Анкарой с момента падения халифата и установления Республики». Тель-Авив высказывает опасения перед возникновением «суннитской дуги», от Турции через Сирию, Иорданию и суннитов Ливана, заменяющей «шиитский полумесяц», который он рассматривал как стратегическую угрозу. Устранить ее только через личные отношения Трампа с Эрдоганом не получится, даже если появятся «джентльменские договоренности» под эгидой США. Сценарий сползания турецко-израильской ситуации к вооруженному конфликту остается реальным.
ГАЗА. Трамп надеется остановить войну в Газе. Во время своей встречи с Нетаньяху он заявил, что «контроль и владение с этим сектором было бы хорошей вещью». Над этим работает специальный посланник Трампа Стив Уиткофф. Но есть и египетское предложение, включающее 50-дневное прекращение огня Израилем, возобновление работы оси Нецарим, предоставление гуманитарной помощи и начало переговоров по второму этапу соглашения между Израилем и ХАМАС. Ситуация продолжает находиться в подвешенном состоянии.
Теперь о выводах. Трамп предпринимает попытку обозначить новый постоянной процесс координации с Израилем, но под своим контролем, чтобы избежать любой возможной эскалации в регионе. Однако импровизированный характер его дипломатии может ограничить его способность достичь ощутимых результатов. Возможно, кое-что проясниться, а, может, и нет в ближайшие дни.
Комментарии читателей (0):