Посол Франции в Польше Этьен де Понсен в беседе с правительственным Польским агентством печати поделился подробностями проекта Нансийского договора о дружбе на высоком уровне. Планируется, что он будет подписан ближе к концу июня сего года. Как заявил посол, это станет первым подобным соглашением между Францией и страной, не граничащей с ней, Польшей.
По словам де Понсена, с приходом к власти правительства Дональда Туска польско-французские отношения перешли «из тьмы в свет». Обе стороны теперь лучше понимают друг друга: в то время как Париж признаёт правоту Варшавы в отношении «российской угрозы», Варшава осознаёт, что Париж прав, выступая на протяжении многих лет за большую европейскую автономию в области обороны и энергетики за счёт развития АЭС. Сейчас Франция и Польша «заново открывают друг друга», и «это должно воплотиться в конкретные документы, а именно в проект Нансийского договора». Посол назвал соглашение «договором премиум-класса». Основной упор французская сторона делает на оборонное сотрудничество.
«Пару лет назад мы услышали от Польши аргумент о том, что в Европе не хватает производства оружия, и поэтому она вынуждена покупать его у стран, не входящих в Европейский союз, – отметил де Понсен. – Но если тогда этот аргумент был оправдан, то сейчас он уже не действует, поскольку европейцы – и не только французы – демонстрируют определённую способность к ускорению производства. Нас совершенно не беспокоит требование Варшавы о том, что 50% закупаемой ею боевой техники должно производиться на польских заводах. Мы хотим установить партнёрские отношения, а не просто продавать оружие. Но это дилемма курицы и яйца. Если не будет европейских заказов, то не будет и европейского производства».
Первыми шагами в оборонном сотрудничестве могли бы стать обмены покупками. Французская судостроительная группа Naval Group борется за контракт на поставку Польше трёх подводных лодок. Свои предложения предоставили промышленники Германии, Швеции, Италии и Южной Кореи. Париж, тем не менее, надеется, что перешедшие «из тьмы в свет» польско-французские отношения позволят «обойти» тендерные правила, и напрямую предлагает Варшаве частное соглашение в рамках более широкого военного сотрудничества. Министр обороны Франции Себастьен Лекорню, в свою очередь, «намекает» на «заметный интерес» к двум польским «военным системам» – переносному зенитно-ракетному комплексу Piorun и автоматизированному комплексу минных закладок Baobab-K, называя их «потенциальными решениями для усиления определённых возможностей французской армии».
БУДЬТЕ В КУРСЕ
- 02.04.25 Почему в Польше тормозят празднование 1000-летия коронации Болеслава Храброго
- 27.03.25 Слова Рютте о готовности НАТО защитить Польшу стоят недорого
- 25.03.25 Новое перевооружение Германии пробуждает в Польше старые тревоги
- 24.03.25 Европейские католики обеспокоены шагами Трампа навстречу России
Но всё же для переосмысления «стратегического партнёрства» военных контрактов мало. Как замечал в феврале сего года Французский институт международных отношений (IFRI), Париж усиливает своё присутствие на восточном фланге Европы, осуществляя собственный «европейский поворот». Хотя основное внимание уделяется Эстонии и Румынии, это «стратегическое изменение» придаёт всё большее значение партнёрству с Польшей, которое «вскоре будет расширено новым соглашением о сотрудничестве, будущим Нансийским договором». Эта «динамика имеет важное значение для согласованности континентальной стратегии Франции – её необходимо укрепить, чтобы на устойчивой основе объединить двух основных игроков в сфере европейской обороны в партнёрстве, которое, вероятно, повлияет на архитектуру безопасности континента».
Однако в Эстонии французам приходится иметь дело с конкурирующим влиянием Великобритании. Румыния расколота, премьер-министр Марчел Чолаку взял на вооружение «риторику» президента США Дональда Трампа, считает, что «русско-украинскую войну» необходимо остановить любыми средствами, и пытается добиться отставки главы МИД Эмиля Хурезяну, как «старомодного дипломата», подходящего «только для Европы». Помимо того, в стране нарастают националистические настроения, в случае прихода националистов к власти не исключен определённый «разворот» Бухареста в сторону Вашингтона и Москвы. И не всё так просто будет с активизацией франко-польских отношений. В том числе, для самой Варшавы.
Правительство Туска не смогло создать «химию» с уходящей правящей немецкой коалицией и социал-демократическим канцлером Германии Олафом Шольцем. Судя по всему, не следует ожидать серьёзных изменений и с приходом Фридриха Мерца, готовящегося сменить Шольца на посту главы правительства и возглавившего ХДС вопреки сопротивлению Ангелы Меркель, «повивальной бабки» Туска в европейской политике. «Французский крен» в этой ситуации может стать для польского правительства попыткой хоть как-то удержаться в «большой игре», заручившись политическим прикрытием Парижа. Но исторический опыт говорит о том, что эпизодически вспыхивавшие на протяжении веков симпатии парижан к полякам быстро оборачивались равнодушием и охлаждением. Комплименты комплиментами, но азы геополитики «французским поцелуем» не изменить, а заработать «французскую болезнь» проще простого.
Комментарии читателей (0):