Китайское государственное агентство Синьхуа сообщило о телефонном разговоре председателя КНР Си Цзиньпина с избранным президентом США Дональдом Трампом. Подробности не приводятся; сообщается только о поднятой китайским лидером темы приверженности принципам мирного сосуществования, взаимного уважения и общего выигрыша. Сторонние источники, ссылаясь на разнообразные утечки, откуда можно, сообщают, что китайский лидер, которого Трамп пригласил на инаугурацию персональным звонком 9 декабря, в обход дипломатического протокола; помощники будущего лидера США объясняют такой неформальный подход стремлением к открытому диалогу несмотря на противостояние. За три дня до звонка председателю Си избранный президент США дал интервью политическому комментатору Хью Хьюитту, в котором в явной форме домашней заготовки ответил на вопрос о перспективе выстраивания отношений с Си Цзиньпином. Содержание ответа на самом деле и побудило в первую очередь лидера КНР воздержаться от приглашения:
Думаю, найдём [общий язык]. Известно, что в Китае сейчас полно экономических проблем. Мы им очень нужны. Уверен, у нас всё получится. До пандемии коронавируса мы сумели построить очень хорошие отношения с Си Цзиньпином. После этого, конечно, всё изменилось, но до этого у нас сложились достаточно прочные отношения. Он волевой человек и сильная личность. Безусловно, уважаемая фигура в Китае. Однако без проблем в их стране не обошлось, поэтому мы ожидаем, что всё пойдёт как надо. Но инициатива должна быть взаимной. Ежегодно Китай зарабатывает на Америке около одного триллиона долларов. Вам не кажется, что это много? Я думаю, нам удастся наладить сотрудничество. Наши представители уже начали предварительные переговоры.
Сказанное можно расценить как верх политической конъюнктуры. Во-первых, до пандемии Трамп не «построил», а умудрился испортить отношения с Си Цзиньпином. Причём, дважды, и оба раза в мае 2018 года, когда развернул против КНР торговую войну и вышел из СВПД по иранской ядерной программе. Причём, действия Трампа напоминали «грацию» слона в посудной лавке. Критикуя глобалистское устройство мира, он, тем не менее, полностью в духе глобализма потребовал от Пекина прекратить внутренние инвестиции в высокотехнологичный сектор, заменив их внешними, то есть, по сути, передать главному геополитическому конкуренту святая святых своей технологической безопасности и конкурентоспособности. Разумеется, Китай на это не пошёл, и тогда Трамп вынул дубину ужесточения тарифных санкций, подоплека которых была очевидной: пресловутый «мир на правилах», по которым отказаться от «настоятельного предложения» Вашингтона, по американским представлениям, Пекин не имел права. Это высокомерие, которое ассоциируется с ложно понимаемой «исключительностью» США, неоднократно подвергалось жёсткой критике и с российской стороны, причём, на самом высоком уровне.
БУДЬТЕ В КУРСЕ
Добавим: нынешний возврат Трампа к обвинению Китая в «неэквивалентном» торговом обмене с дисбалансом для США на триллион, говорит не о сотрудничестве, а о стремлении продолжать нажим, причём, комплексный, по всему миру. Как указывается в специальном исследовании Фонда Росконгресс о трендах 2025 года, США при Трампе развяжут серию новых тарифных войн, причём:
Если для Европы пошлины будут более низкими — в районе 10-15%, — то для Мексики и Канады они могут быть установлены на уровне 25-30%, а для Китая и его производственных площадок в указанных выше странах — от 60% и выше. Кроме того, Вашингтон может ввести тарифы в размере 40-50% на импорт из других азиатских стран, чтобы подтолкнуть их к ослаблению связей с Пекином.
Во-вторых, с началом пандемии администрация Трампа, «выключив» всякую объективность и прикрывая собственное «рыло по уши в пуху», обрушилась на Китай с кучей обвинений в запуске, чуть ли не преднамеренном, эпидемии. Хотя позже всем стало известно – появилась соответствующая аналитика и подтверждающие утечки из конфиденциальных источников в США, что вся пандемия – как вирусная «матчасть», так и политические выводы из неё в пользу санитарной диктатуры – дело рук определённых кругов на Западе. Трампу, самому ставшему жертвой ковида в том смысле, что он с ним не справился, и это стало важной причиной поражения на выборах, не хватило рассудка, чтобы не потакать своим собственным врагам против Китая, а объединиться с Пекином в общечеловеческих и заодно в своих интересах. С тех пор четыре года воды утекло, но не думается, что у председателя Си за это время вдруг появилось к Трампу необъяснимое доверие.
В-третьих, в коротком приведённом отрезке интервью Трамп дважды спекулирует на проблемах в китайской экономике, и просто-таки напрашивается вывод, что продолжать нажим он собирается, используя эти проблемы. С одной стороны, партнёры так не поступают; с другой, у Пекина есть ответ, который, по опыту прошлых лет и администраций, наверняка вызовет в Вашингтоне волну истерики, причём, в любой администрации. Мягкая девальвация юаня спутает Трампу все карты и, учитывая его импульсивность, станет поводом для обострения, а отнюдь не смягчения противостояния. Кстати, проблемы, о которых говорит Трамп, — ситуация в девелоперском секторе и с региональными бюджетами Пекином решается на путях расширения внутреннего спроса и потребления, что указывает на то, что к американским посулам партнёрства китайская сторона относится с изрядной долей скепсиса. Понять можно: мы на её месте тоже бы не поверили.
Почему Трамп ведёт себя с Китаем так как ведёт, помимо вопросов экономики и товарооборота? Есть второй важный аспект – политический. Конкретно: проблема Тайваня. С одной стороны, если копнуть, то выиграв выборы в 2016 году, Трамп совершил беспрецедентный по бестактности поступок: в статусе избранного президента позвонил тогдашней главе тайваньских сепаратистов Цай Инвэнь, что вызвало в Пекине только потом возмущение, а сначала шок. Видимо, ту провокационную глупость Трамп не забыл, сделал вывод, принявшись показательно контактировать по телефону с законными китайскими властями в лице Си Цзиньпина. Но это с одной стороны и для виду. С другой стороны – опять «проклятые» двойные стандарты – Трамп снова повёл нечистоплотные игры вокруг Тайваня, принявшись форсировать поставки на остров американских вооружений, против чего обоснованно выступает Пекин.
В качестве гимнастики для ума:
Представьте себе, что в Техасе к власти пришло сепаратистское правительство, ставящее в центр своей деятельности выход из США. И для этого оно вступает в контакт с Пекином и Москвой, заключает контракты и начинает покупать у Китая и России оружие, которое собирается применять в будущей гражданской войне против федеральных войск. Как вы думаете, читатель, как бы на это отреагировали в Вашингтоне? Однозначно, правда ведь? Есть неписанный закон политики: не поступай с другими так, как не хочешь, чтобы поступили с тобой. Но этот закон, похоже, писан не для Трампа, с его спецификой представлений об «исключительности».
Понимая ущербность своей позиции, Трамп, точнее его будущий советник по вопросам национальной безопасности Майкл Уолтц, которому поручено «отдуваться за шефа», прикрывается тем, что Тайвань уже проплатил Вашингтону 20 млрд, но вооружения по контрактам, подписанным с администрацией Байдена, не получил: всё пошло на Украину. Ну, так верни эти 20 млрд, а будут недовольны, скажи им, что новая администрация США не собирается начинать политику на китайском направлении с откровенной подлянки и посоветуй поискать оружия где-нибудь ещё. «Когда водяное перемирие закончится, тебе это непременно зачтётся», как говорится. Но нет! Чёрт-то всё в душе сидит!
Тем временем на Западе, явно по заказу будущей администрации США, лепят образ врага из Китая. Британская Financial Times в статье о будущем китайско-американских отношений при Трампе прописывает ряд сценариев. Из них афишируются наиболее благоприятные для Китая.
…Будет заключена новая сделка сильных держав, а деловой характер Трампа, его стремление избегать войн и презрение к демократам приведут США к заключению новой грандиозной сделки с Россией и Китаем. Америка признает сферы влияния России и Китая и сосредоточится на усилении влияния в своем регионе — подавляя Мексику и Канаду, стремясь вернуть Панамский канал и получить контроль над Гренландией…
Прямо «я от солнышка сыночка родила», не иначе. При этом опускается всё то, что нацелено на фактическое развязывание Америкой холодной войны. С другой же стороны, в том, что касается якобы намерений Китая, то всячески педалируются именно меры, которые позволят так промыть мозги западному общественному мнению, чтобы убедить его будто это не Вашингтон, а Пекин якобы нагнетает напряжённость. И вынашивает в отношении США некие «три стратегии»:
- нанесение ущерба американским компаниям;
- стимулирование собственной экономики;
- расширение связей с противостоящими Вашингтону государствами.
Конъюнктурностью от этих рассуждений веет за версту. «Ущерб» - это санкции, которые Китай никогда не применял в одностороннем порядке, только как ответную меру на разжигание торговой войны со стороны США. Собственной экономикой занимаются все. Это верх лицемерия делать всё, чтобы использовать сохраняющуюся экспортную ориентацию китайской экономики для её подрыва «закупориванием» экспорта, и при этом пенять оппоненту, что он применяет меры по её спасению. Что касается поддержки «ревизионистских» стран, то разве это не США разработали в своё время целую стратегию для вовлечения в противостояние с Китаем Индии, рассчитывая взрастить из неё антикитайский противовес в Южной Азии? Другое дело, что националистическое правительство Нарендры Моди, у которого в приоритете свои, созидательные, а не чужие, разрушительные цели, на эту удочку Вашингтона не клюнуло и предпочло расширять возможности в сторону не НАТО, а ШОС и БРИКС. Теперь такую вот политику, которая у самих не прошла, Запад приписывает Китаю, запуская очередную серию спекуляций насчёт «долговой кабалы», в которую втягиваются страны глобального Юга. Ну, так если они в неё «втягиваются», почему ж поддерживают Китай в его геополитических начинаниях, вроде «Пояса и пути»? Что-то не сходится здесь у Вашингтона вопрос с ответом, а дебет с кредитом.
Что в сухом остатке от телефонного разговора? Главное: Си Цзиньпин в Вашингтон поздравлять Трампа не поедет, всё уже сказано по тому же телефону в ноябре. Но представительную китайскую делегацию в США направят. Во главе со «штатным» завсегдатаем всех встреч и переговоров с Западом – вице-председателем КНР Хань Чжэном. А вот что касается дальнейших трендов в двусторонних отношениях, а также в характере связей Запада и Востока, то это будет зависеть от политики и просто поведения Трампа. Поживём – увидим.
Владимир Павленко
Комментарии читателей (1):