Происходят события, которые обнажают новые контуры политики Турции в отношении Сирии. Министр транспорта и инфраструктуры Турции Абдулкадыр Уралоглу сразу после свержения в Дамаске режима Башара Асада заявил о готовности его страны вести переговоры с Сирией по демаркации морских границ в восточном Средиземноморье. По его словам, такое соглашение» «будет способствовать усилению влияния двух стран в разведке энергетических ресурсов». По данным геологической службы США, общая площадь бассейна Леванта на берегу Средиземного моря, который граничит с Египтом, Ливаном, Сирией, Палестиной, Турцией и Израилем, содержит 3450 миллиардов кубометров природного газа и 1,7 миллиарда баррелей нефти. Как полагает Уралоглу, вопрос доступа Турции к этим энергетическим ресурсам «следует решить в первую очередь».
Тот же Уралоглу позже заявил, что после прекращения с 1 января транзита российского газа в Европу Турция «готова внести свой вклад в обеспечение энергобезопасности Европы при помощи поставок природного газа из Катара через сирийскую и турецкую территории». Отметим, что Катар занимает третье место в мире по запасам природного газа и шестое место по его добыче. Напомним, что возможность строительства газопровода Катар - Турция обсуждалась с 2009 года, его планировалось проложить через Саудовскую Аравию, Иорданию и Сирию. Однако реализация проекта, как заявляли в Анкаре, была отложена из-за противодействия прежних властей Сирии. С приходом новых властей в Дамаске Анкара решила актуализировать этот вопрос. Но проблема в том, что, по оценкам многих экспертов, как стремление Турции подписать даже с временным сирийским правительством соглашение по демаркации морских границ в восточном Средиземноморье, так и начать продвижение проекта строительства газопровода из Катара в Европу, содержат серьёзный конфликтогенный потенциал, что может сказаться в первую очередь в внутрисирийском урегулировании.
Предлагаемое в нынешнем варианте новой Сирии разграничение морских полномочий в восточном Средиземноморье, направленное на закрепление присутствия там Турции, во многом напоминает соглашение по демаркации морской границы между Турцией и Ливией, заключённое президентом Реджепом Тайипом Эрдоганом с главой ливийского правительства примирения Фаизом Аль-Сарраджем в 2019 году. Это было сделано тогда, когда правительство Сараджа не имело международного признания, что вызвало недовольство и гнев других региональных сторон, которые сочли этот шаг угрозой для себя. В этой связи Афины и Никосия уже стали предпринимать упреждающие шаги в рамках ЕС, заявляя, что предлагаемое Анкарой соглашение с Дамаском является «неприемлемым», и предупредили о его негативных последствиях для сохранения стабильности в восточном Средиземноморье. Что касается Сирии, то турецкое издание Yetim считает, что Сирия выиграла бы от стабильного доступа к европейским рынкам. Но необходимым условием для достижения этого является создание обстановки прочной стабильности и мира в Сирии, до чего ещё очень далеко.
БУДЬТЕ В КУРСЕ
Что касается разговоров о строительстве Катарского газопровода, то, по мнению издания NoonPost, «идея строительства на территории «исторически кипящего котла» тоже не сулит ничего хорошего. Это не просто 1500-километровый газопровод стоимостью более 10 миллиардов долларов. Он способен перекроить альянсы и повлиять на баланс сил в регионе. Поэтому проект столкнётся с жёсткой конкуренцией со стороны уже существующих и пока ещё планируемых газопроводов. Иран рассматривает трубопровод Катар-Турция как прямую угрозу своим энергетическим амбициям. С другой стороны, нельзя игнорировать проблемы, мешающие Сирии продвинуться вперёд в реализации этого амбициозного плана, включая потребности в постконфликтной реконструкции, восстановлении инфраструктуры и разрешении внутренних и внешних конфликтов, которые продолжают терзать страну и после Асада. Поэтому эти проблемы делают переговоры по строительству газопровода Катар-Европа сложными и сопряжёнными с риском. Тем более, что Турция стремится к усилению своего геополитическое влияние на Ближнем Востоке и в ЕС, что далеко не всех устраивает.
Станислав Тарасов
Комментарии читателей (0):