То, что хотел Эрдоган, было неправильным с самого начала

13 декабря 2024  15:59 Отправить по email
Печать

Госсекретать США Энтони Блинкен обсудил с министром иностранных дел Турции Хаканом Фиданом, как можно поддержать изменения в Сирии.

"Как сказал министр [иностранных дел Турции], мы сосредоточены на Сирии <...>. И мы говорили о том, как Турция, Соединённые Штаты и другие партнёры в регионе могут поддержать эти усилия [по перестройке Сирии]", — сказал Блинкен.

Месяц назад министр иностранных дел Турции Хакан Фидан дал интервью газете "Hürriyet". В этом интервью он заявил, что его ожидания заключаются в том, чтобы террористическая организация PПK-ПДС (Партия «Демократический союз»), оккупировавшая треть сирийских земель при поддержке США, будет вытеснена из региона. Что ещё более важно, по его словам, «Асад и его партнёры (эти партнёры — Россия и Иран) не готовы достичь соглашения с оппозицией в Сирии и серьёзной нормализации ситуации». Тогда сторона Асада рассматривает эти группы как марионеток Турции, считает их террористическими организациями. Решение в любом случае не может быть выработано из-за такого противоположного подхода двух сторон. Факт в том, что Турция содержит войска на территории соседнего государства и поддерживает вооружённые группы. То есть вести себя так, будто Турции ничего делать не нужно — это неверно. Или мысль о том, что действия Турции верны, не принесёт мира в регион. В этом заключается затруднительное положение президента Эрдогана.

В конце ноября вооружённые оппозиционные формирования начали масштабное наступление на позиции сирийской армии. 8 декабря они вошли в Дамаск, после чего подразделения правительственных сил вышли из города. Башар Асад оставил пост президента Сирии и покинул страну. 10 декабря Мухаммед аль-Башир, который с января 2024 года возглавлял сформированное оппозицией в провинции Идлиб так называемое Правительство спасения, объявил о своём назначении на пост руководителя сирийского кабмина переходного периода, который продлится до 1 марта 2025 года. Но, конечно, шок от этого внезапного краха ещё не прошёл. Говорят, что «жизнь в Дамаске возвращается в нормальное русло». Но ни рядовые сирийцы, ни остальной регион не могут вернуться к нормальной жизни. Происходящее будет продолжаться ещё долго.

БУДЬТЕ В КУРСЕ

Новый лидер Дамаска наблюдал, как Израиль бомбит всю военную и стратегическую инфраструктуру Сирии. Он не просто смотрел, он упомянул об их общем враге с Израилем: «Самой большой угрозой для нас была Хезболла и поддерживаемые Ираном шиитские ополченцы в Сирии». В Анкаре он ничего не сказал по этому поводу. Кажется, все довольны сложившейся ситуацией. Однако Эрдоган на всех митингах выступал антиизраильски...

Израильские СМИ писали, что операции были связаны с пророчествами Исайи в Ветхом Завете... После 27 ноября Сирия была разделена примерно на 4 региона. Соглашение, о котором ещё не было объявлено, заключается в том, что река Евфрат признаётся границей между курдским регионом и регионом, поддерживаемым Турцией.

Может показаться странным, что Народный альянс (ПСР и ПНД), объединившийся в Турции по националистическому, шовинистическому и государственническому принципу, вновь выдвигает находящегося в заключении лидера Рабочей партии Курдистана (РПК) Абдуллаха Оджалана на передний план и снова сотрудничает с ним, чтобы заполучить поддержку курдов накануне предстоящих выборов.

Продолжая сотрудничество с ПНД, председатель ПСР с каждым днём всё больше флиртует с находящимся в тюрьме Оджаланом. Люди не могут не задаваться вопросом: «А как такое возможно?». Всё тот же Народный альянс удерживает в тюрьме Селахаттина Демирташа, который вывел поддерживаемую курдами партию ДПН из статуса региональной и этнической партии, превратив её в турецкую партию. Народный альянс, который сотрудничает с Оджаланом, не ограничиваясь содержанием Селахаттина Демирташа в тюрьме, угрожает ему расправой посредством некоторых мафиозных лидеров.

Курдский вопрос до настоящего времени имел два аспекта: один привёл Турцию к тоталитаризму, другой – к свободе. Во-первых, глубинные силы страны, непременно вместе с Абдуллахом Оджаланом, формировали модель страны, в которой безопасность является приоритетом, а свободы ограничены. Связь Оджалана с Национальной разведывательной организацией (MİT) на протяжении долгого времени была предметом горячих дискуссий.

Эрдоган считает, что в новую эру он сумеет установить определённую основу для вопросов вывода американских сил из Сирии и прекращения поддержки Демократического союза (PYD) и «Отрядов народной самообороны» (YPG) в переговорах с Трампом. Он подчёркивает, что у них нет проблем с общением.

Эрдоган хочет продвинуться вперёд в реализации своего плана по полному окружению севера Сирии, не повторяя кризис, который у него был с Трампом в 2019 году, это его главное желание. Отсюда в игру вступает расчёт, что в случае ухода США они плановым образом уступят территорию Турции. Новые события показывают, что контроль над северо-западом Сирии будет принадлежать Анкаре.

Эрдоган по-прежнему хочет следующее: вопрос глубины 30-40 километров на севере Сирии будет продолжаться в том же духе; борьба за искоренение терроризма в Сирии и Ираке тоже будет продолжаться бескомпромиссно. Другими словами, цели в основе диалога, который он будет вести с Трампом, уже ясны. Эрдоган не намерен так просто отступать от них.

Как известно, у Эрдогана есть стремление к нормализации, которое зашло в тупик. Он планировал вовлечь Дамаск в план по привлечению Ассада к ответственности через Путина и разрушение автономной структуры. Эти усилия не увенчались успехом.

Вот в этой тупиковой точке он обращается к Трампу. Можно ли сделать совместно с Трампом то, что не удалось с Путиным? Он на это очень рассчитывает. Очевидно, что Эрдоган ищет возможности в этом направлении. Он не хочет выводить войска из Сирии. Предложил Асаду нормализовать ситуацию без вывода турецких солдат, но Асад не принял это предложение. Кто согласится на предложение, нормализующее оккупацию? Мы должны быть реалистами, мы больше не живём в эпоху Османской империи. И в конце всего этого Эрдоган принял израильско-американский план. Он согласился с ними. Он начал использовать вооружённые группы, контролируемые MİT. Мы уже увидели результат.

В «дорожной карте» Эрдогана нет вывода войск. Это очевидно. Напротив, цель состоит в том, чтобы завершить создание безопасной зоны на глубине 30-40 км. И он не скрывает эти цели в своих высказываниях. С точки зрения Сирии - это проект расширения оккупации и является неприемлемым предложением.

Ариф Асалыоглу

Подписывайтесь на наш канал в Telegram или в Дзен.
Будьте всегда в курсе главных событий дня.

Комментарии читателей (0):

К этому материалу нет комментариев. Оставьте комментарий первым!
Владимр Путин предостерёг Запад от эскалации. Подействуют ли слова на мировую закулису?
Чувствуете ли Вы усталость от СВО?
51.5% Нет. Только безоговорочная победа
Подписывайтесь на ИА REX
Войти в учетную запись
Войти через соцсеть