Бриг «ЮНОНА» и тендер «АВОСЬ» на защите российских интересов

2 декабря 2024  14:49 Отправить по email
Печать

Из дипломатического визита в Японию, шлюп «Надежда» вернулся к российским берегам в июне 1805 года. Посланнику государя и одновременно директору Российско-Американской компании, Николай Петрович Резанов переживал неудачный визит. (Достаточно сказать, что полвека спустя, миссия адмирала Евфимия Васильевича Путятина продолжалась в Японии с 12 августа 1853 года и завершилась с перерывом только 7февраля 1855 года, подписанием «Симодского трактата» т.е. на это у российских дипломатов ушло два с половиной года и при более благоприятных условиях).

Как здесь не вспомнить слова классика, Сергея Александровича Есенина:

Николай Хвостов и Гавриил Давыдов с японского рисунка. Источник Сахалинская областная научная библиотека
Николай Хвостов и Гавриил Давыдов с японского рисунка. Источник Сахалинская областная научная библиотека
«Большое видится на расстояньи.

Когда кипит морская гладь».

Иносказательно: истинное значение, содержание, смысл того или иного исторического события, явления можно уяснить, оценить лишь по прошествии некоторого времени.

Поэтому злопыхательство Ивана (Адама) фон Крузенштерна, который начал распространять по Петропавловску слухи о том, что неудача посольства произошла по вине Резанова, была совершенно очевидна. Неудача дипломатической миссии в Японию была не в Резанове. Первое, слишком много задач было поставлено на одного камергера (гражданский чин сопоставимый со званием генерал-майора). Второе, Бакуфу – правительства сёгуна, не приняло посланника поскольку у японцев были совершенно другие цели, и подлинная причина выяснилась вскоре после прибытия на Камчатку.

Когда в Петропавловск, прибыл бриг «Святая Мария», принадлежащий Российско-Американской компании. Николаю Резанову, от одного из поселенцев острова Уруп, принадлежавшего Российско-Американской компании, становится известно об агрессивных действиях японцев, в отношении русского поселения.

Вот что пишет в своей статье Андрей Бражник, кандидат геолого-минералогических наук, член сахалинского отделения Русского географического общества.

«В 1801 году группа японцев, возглавляемая чиновниками Гэндзюро Тояма и Уэхида Мияма (Тояма Ясутака и Мияма Ухэй-да), высаживается на Урупе и буквально на глазах у российских граждан установила столб с надписью, аналог тому, что уже был установлен ранее на Итурупе. На столбе были начертаны 9 иероглифов означающих: «Остров подчиняется великой Японии, пока существуют небо и земля». Тем временем русская колония на Урупе постепенно приходила в упадок.

С 1803 г. японские чиновники стали чинить препятствия торговым связям хоккайдских и итурупских айнов с факторией Звездочётова. Поступления продуктов питания, тканей и других необходимых вещей прекратились, и русские поселенцы попали в критическое положение. Поэтому в 1804 г. было принято решение возвращаться на родину.

По позднейшим сведениям, начальник поселения передовщик В.К. Звездочётов умер в апреле 1805 г., а находившиеся с ним люди, не имея никаких средств к существованию, через некоторое время после его смерти покинули Уруп. Они на байдарах достигли острова Шумшу, где застали судно приказчика Российско-Американской компании Баннера, и по окончании промысла были перевезены им в Ново-Архангельск»,

19 июля 1805 года, из Петропавловска, Николай Резанов отправил Александру I письмо, в котором сообщал, что будет действовать «не дождав повеления», чтобы не пропустить «понапрасну время».

На следующий год, после выполнения задач Российско-Американской компании в Северной Америке, летом 1806 года, Николай Резанов отправил на Сахалин в Анивский залив, в айнское селение Кусюн-Котан (ныне Корсаков) экспедицию в составе фрегата «Юнона», капитан судна, лейтенант Николай Александрович Хвостов и тендер «Авось», капитан судна, мичман Гавриил Иванович Давыдов. Но из-за поломок, тендер был вынужден отправиться обратно. А бриг «Юнона» продолжил свой путь.

8 октября, прибыв в Кусюн-Котан, экипаж «Юноны» произвёл торжественный подъём флагов – военно-морского Андреевского и Российско-Американской компании.

Своим подчиненным Николай Петрович Резанов, перед отъездом в Санкт-Петербург отдал распоряжение установить: «как коренное население Сахалина воспринимает японцев, нет ли возможности, воспользовавшись их недовольством, вынудить японцев к торговле с Российско-Американской компанией».

В этом он видел альтернативный (помимо калифорнийского) способ снабжения зерном, голодавших русских колоний на Аляске.

Интересно, что в сентябре 1853 года при учреждении поста Муравьёвский на этом же месте, капитан первого ранга Геннадий Иванович Невельской, находясь на территории, которая находилась под управлением Российско-Американской компании до апреля 1856 года, это правило не учёл, дав команду поднять только Андреевский флаг. Хотя территории высочайшим указом были в подчинении Российско-Американской компании, сама территория по Симодскому договору 1855 года, ещё была не разделена и была в совместном владении между Россией и Японией.

Прибыв на Сахалин, лейтенант Хвостов успешно вступил в контакт с аборигенами (айнами), а вот общего языка с японцами найти не удалось. Возник конфликт. Русские моряки при поддержке местного населения захватили японские склады. Активную роль в этом играли аборигены, уставшие от угнетавших их японцев.

По воспоминаниям Николая Хвостова: «Позволенным расхищением японских богатых магазинов я привязал сердца их к россиянам».

Японские товары на складах в Кусюн-Котане были частично конфискованы, другая партия товаров была передана местным айнам, фрегат вернулся к берегам Аляски с богатой добычей.

В мае 1807 года "Юнона", в сопровождении тендера "Авось" отправились уже во второй рейд на Курильские острова и Сахалин.

1 июня 1807 г. корабли подошли к Урупу. Штурман с тендера «Авось» по возвращении с берега доложил, что «видел жилище русских, почти уже обвалившееся, но нет ни следа человеческого и никакого признака недавнего пребывания в сём месте людей; дороги даже поросли травою. Он нашёл оставленную бочку и несколько фляг, видел над одной могилой крест, а над другой доске с надписью, из коей видно, что доска поставлена в 1805 году в апреле, что Звездочётов, трое промышленных, поселенец и одна женщина померли, и что они промышляли на сём острове благополучно».

Лейтенант Хвостов и мичман Давыдов получили практическое подтверждение агрессивных действий японцев, полученные Николаем Резановым от свидетеля тех событий, ещё в июне 1805 года. Поэтому на этот раз целью экспедиции был именно захват территорий на Курильских островах и Сахалине, а также выживание оттуда японцев. В возможность договориться с ними Николай Александрович Хвостов и Гавриил Иванович Давыдов больше не верили.

На острове Итуруп, в селении Сяна (ныне город Курильск) находился японский военный гарнизон численностью 300 человек. Несмотря на это, лейтенант Хвостов и мичман Давыдов высадились на острове и разгромили превосходящего численностью противника, а затем сожгли японскую факторию.

На Сахалине «Юнона» и «Авось» побывала в Рутака (ныне город Анива), не оставили без внимания район острова Рисири (ныне Япония), конфискуются товары на японских судах в акватории Анивского залива, которые частично забрали себе, частично раздали айнам.

Николай Хвостов и Гавриил Давыдов с японского рисунка.

Действия лейтенанта Хвостова и мичмана Давыдова получили двоякую оценку. По возвращении в Охотск Николай Хвостов и Гавриил Давыдов были арестованы, вместо ожидаемой благодарности за отстаивания интересов государства в новых землях.

В Санкт-Петербурге капитанов «Юноны» и «Авось» ожидал суд, не суливший ничего хорошего. Однако следствие разобравшись во всех хитросплетениях воинственных действиий, встало на их сторону. Рейд был признан оправданным, офицерам возместили жалование за период с момента ареста в Охотске.

Формально, в отношениях с Японией Россия заявляла, что экспедиция была чистой воды самоуправством, однако плодами её воспользовалась в полной мере - с тех пор Сахалин остался в зоне российского влияния и в итоге остался частью Российской империи.

Владимир Чуйко

Вместо P.S.

Источник Сахалинская областная научная библиотека, опубликовано 15 февраля 2024 г.

В 1804–1840 годах было организовано 25 экспедиций, в том числе 15 кругосветных (наиболее известная и крупная – И. Ф. Крузенштерна и Ю. Ф. Лисянского), проведены значительные исследовательские работы на Аляске. Экспедиции И. Ф. Крузенштерна (1805), Н. А. Хвостова и Г. И. Давыдова (1806–1807) к берегам Сахалина убедили правительство и правление компании в необходимости создания здесь русских поселений. В августе 1808 года Высочайшим повелением Российско-Американской компании разрешалось «учредить свои селения на Сахалине». Был создан ряд постоянных поселений, построены судостроительные верфи, мастерские и др. РАК располагала большой флотилией мореходных судов, в которую входили «Архистратиг Михаил», «Три Иерарха», «Великомученица Екатерина», «Святой Симеон Богоприимец и Анна Пророчица», «Северный Орел», «Феникс», «Дельфин», «Пегас» и «Олег». Образование Российско-Американской компании – одна из самых ярких страниц в истории открытия, исследования и освоения русскими людьми Дальнего Востока и Северо-Западной Америки. Ей суждено было сыграть видную роль в приобретении и освоении Россией колоний в северной части Тихого океана. В 1868 году в связи с продажей русских владений США Российско-Американская компания была ликвидирована.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram или в Дзен.
Будьте всегда в курсе главных событий дня.

Комментарии читателей (0):

К этому материалу нет комментариев. Оставьте комментарий первым!
Стоит ли ожидать массовых акций протеста в США после инаугурации Дональда Трампа?
Владимр Путин предостерёг Запад от эскалации. Подействуют ли слова на мировую закулису?
77.7% Нет
Подписывайтесь на ИА REX
Войти в учетную запись
Войти через соцсеть