Главный редактор научно-полемического портала «Актуальная история», кандидат исторических наук Алексей Байков считает, что «борьба с прошлым есть дело бессмысленное сугубо и трегубо». О программе десталинизации, её смысле и исторической справедливости он рассказал ИА REX.
Это я говорю как историк. Прошлое — это задачник, в текстах которого мы ищем подсказки к ответам на вопросы сегодняшнего дня, а не «программа национальной памяти», которую можно каждый раз переписывать, как нам вздумается.
И «сталинизаторы», и «десталинизаторы», и все остальные любители исторических судилищ совершают одну существенную методическую ошибку — они пытаются сегодняшней меркой мерять людей, живших 60, 100, 150, 200 и так далее лет назад.
Когда слушаешь телевизионные дискуссии «За или против Сталина», читаешь писанину федотовского Совета — волосы встают дыбом от творящегося насилия над историей. Мысль, очевидная любому специалисту — «нельзя судить прошлое по законам сегодняшнего дня», отвергается с порога. Точно так же отвергается и мысль о том, что история представляет из себя некую непрерывность, из которой нельзя в произвольном порядке вырывать куски и кроить лоскутное одеяло по принципу «тут играем, тут не играем, а тут рыбу заворачивали». Но Федотова (председатель Совета по правам человека и развитию гражданского общества Михаил Федотов — прим. ИА REX), вдохновленного видением себя как крестоносца демократии на белом коне, эти мелкие соображения не останавливают.
Между тем, вывешенные на сайте президентского совета «предложения» не дают четких, логически сформулированных и связных ответов на вопросы, которые от веку народ задаёт всем «десталинизаторам», начиная с Никиты Сергеича Хрущёва.
1. Как мог «народ» сам по себе провести коллективизацию, индустриализацию, массовые репрессии и победить в величайшей в своей истории войне безо всякого руководства? Может ли тело существовать без головы?
БУДЬТЕ В КУРСЕ
2. Если «за всё хорошее» — то есть за Победу, новые заводы, статус второй сверхдержавы и атомную бомбу «отвечает» народ — то кто же тогда в ответе за репрессии и голод? Или в то время пока народ воевал на фронте и стоял у станка в тылу, Сталин лично арестовывал, допрашивал, сажал в ГУЛАГ и расстреливал и отбирал последний колосок? И он же написал миллионы доносов, хранящихся ныне в архивах ФСБ? Или этим занимался всё тот же народ, причём с тем же энтузиазмом, с которым стоял у станка? Ой, что-то мы запутались...
3. Если мы определились и весь «сталинский» период истории СССР мы вслед за Федотовым уверенно назовём «временем кошмарных преступлений и самогеноцида», то, как быть с Победой, составляющей и сегодня важнейшую основу «государственного исторического мифа» стран постсоветского пространства?
Получается, что в 45-м победили и выпили по сто грамм на ступенях Рейхстага миллионы пособников величайшего преступника всех времён и народов. То есть, иными словами, наши с вами дедушки и бабушки — тоже преступники. Они ведь не демократию и права человека несли на штыках своих «трёхлинеек» в освобождаемые от нацистов страны. Может нашим предкам и впрямь надо было поступить как советовал обезумевший журналист МК Минкин: «сдаться Гитлеру и ждать пока освободят американцы»? А то с точки зрения «десталинизации» получается какая-то двусмысленная Победа.
4. Так кто же герои той войны с точки зрения «борьбы с тоталитарным прошлым», спасшие советскую тиранию (а заодно и русский народ) от уничтожения, - Жуков и Рокоссовский или боровшиеся против Сталина Власов, Краснов и Каминский?
5. Если «всё хорошее» (индустриализация, Победа, полёты в космос, советская наука и прочая) было куплено ценой величайших страданий народа — то почему те, кто унаследовал все эти полезные вещи от Сталина, позволили себе с такой лёгкостью всё это промотать? И может, стоит понять не только «правду ГУЛАГа», но и правду рабочего, которого в 90-е уволили, а оборудование завода вывезли за границу, где продали по цене лома? Он этих высоких соображений не понимает, но сжимая кулаки, говорит — «Сталина на вас нет».
6. Почему люди, требующие от бывшего советского народа покаяния за Сталина и сталинизм, как правило, являются либо лицами напрямую причастными к развалу страны, происходившему в 90-е и не остановленному, в принципе, и по сей день, либо близки к таковым? Не хотят ли они таким способом отвести фокус внимания общества от собственной, как минимум, моральной ответственности за все происходящее уже сегодня?
7. Как можно бороться с «тоталитарным прошлым» предлагаемыми Федотовым волюнтаристскими методами? Почему общество должно без рассуждений принять в обязательном порядке навязанную кем-то сверху картину собственного прошлого? Ой, а не сталинизм ли это? Или когда «идеологически выдержанные» учебники истории пишут люди, называющие себя демократами — то это правильно, ибо делается во имя «высших идеалов» и для блага «русского тоталитарного быдла»?
8. Какое отношение «тоталитарное прошлое» имеет к нынешним проблемам страны, в которой давным-давно уже сменился общественный строй?
И последний вопрос, уже без номера. А может всё-таки русскому народу будет высочайше дозволено извлечь уроки из собственного прошлого самостоятельно? Без помощи федотовских «десталинизаторов» и «клуба любителей эффективного менеджера Сталина» из числа путинских балаганных «опричников»? Может мы, в кои-то веки, сами с собой разберемся?
То, что предлагает Федотов, было проведено в полном объёме только в одной стране и только один раз — я имею ввиду, разумеется, германскую послевоенную «денацификацию». Но Германия всё-таки проиграла войну, её территория была поделена союзниками на оккупационные зоны, после чего немцам показали концлагеря, поставили их на колени и заставили платить и каяться. То есть Федотов со своим «Советом по правам человека» планирует навязать России модель, предназначенную для побеждённых. Это важно очень чётко понимать.
Кстати денацификация в Германии, как выяснилось, носила исключительно «народный» характер, в том смысле что «разбираться со своим тоталитарным прошлым» заставляли преимущественно простых немцев. В то же время в западногерманской элите по данному вопросу был достигнут полный консенсус. Мало кто знает что эпопея знаменитой левой террористической группировки RAF началась вовсе не с «молодёжного протеста против свинского общества потребления», а с отчаянной попытки прогрессивно мыслящей германской молодёжи довести денацификацию до логического конца. А доводить было что — если взглянуть на состав политической элиты ФРГ тех лет, то может показаться что Третий Рейх не был уничтожен, а просто сменил вывеску.
Так, например, советником канцлера Аденауэра (того самого, которого Хрущёв в своих речах честил во все корки) работал некто Ханс Глобке — создатель печально знаменитых «Нюрнбергских расовых законов», западногерманской КГБ (Федеральной службой по охране конституции), руководил бывший начальник службы сбора информации РСХА Эрих Венгер, внешней разведкой заправлял бывший сотрудник СС и СД Райнхард Гелен, немецкую полицию (BKA) создавал выпускник командной школы СС в Шарлоттенбурге Пауль Дикопф.
Студенты и молодые леваки изначально пытались бороться с нацистами, окопавшимися в руководстве «демократической» Западной Германии изначально исключительно парламентскими методами — демонстрациями, составлением списков, петициями и статьями. Но после того как лейтенант полиции в ходе разгона студенческой демонстрации застрелил 26-летнего студента Бенно Онезорге, а правая пресса назвала убитого «жертвой левых радикалов» — одна из групп начала кровавую эпопею, стоившую Германии более 30 000 жизней.
Сегодня некоторые бывшие RAFовцы даже занимают посты в правительстве объединённой Германии. Но немецкий народ снова в проигрыше — из-за навязанной ему силком антифашистской леволиберальной политики «мультикультурализма» он вынужден терпеть произвол турецких, африканских, арабских и югославских мигрантов и обеспечивать их социальными пособиями, в то время как коренное население всё больше беднеет. Хотя какое отношение приехавшие в Германию в поисках лучшей жизни переселенцы из «третьего мира» имеют к Гитлеру и нацизму и в чём перед ними провинился простой немец — ведает только Аллах. Сорвавшийся с цепи маятник качается из стороны в сторону, не ведая разумной середины.
Это я всё к чему? Просто интересно, какая может быть «борьба с тоталитарным прошлым» в государстве, которым на безальтернативной основе правит бывший полковник КГБ и поддерживающая его группа бывших деятелей партии и комсомола, ныне успешно перековавшихся в «эффективных менеджеров». И все они грозят нам страшными карами за попытки расшатать конституционный строй, созданный обкомовским секретарём Ельциным. А суть этого строя состоит в том, чтобы группа выбросивших идеалы коммунизма и равенства за ненадобностью членов КПСС и их присных продолжала бы править нами вечно. И чтобы вечно стоял построенный ими волчий капитализм, основанный на самопожирании нации.
Вот такую «десталинизацию» они нам предлагают.
Напомним, что Совет по развитию гражданского общества и правам человека, возглавляемый Михаилом Федотовым проявил инициативу об учреждении общенациональной государственно-общественной программы «Об увековечении памяти жертв тоталитарного режима и о национальном примирении».
Комментарии читателей (1):