В эти дни, 7 – 8 ноября, в Будапеште проходит саммит Европейского политического сообщества, на который прибыли лидеры около 40 стран. Какой бы ни была ранее его повестка, сегодня доминирует одна-единственная тема: как выстраивать отношения с избранным президентом США Дональдом Трампом и его администрацией. Особенно в контексте украинского конфликта, ведь, как замечает ирландское издание The Irish Independent, «возвращение Трампа сулит катастрофу Украине и её европейским союзникам».
Такое суждение не выглядит преувеличенным. Ещё ничего не известно толком о взглядах президента-республиканца на урегулирование украинского конфликта, отчего популярностью пользуются любые газетные вбросы, авторы которых выдают свои догадки за «утечки», но завибрировали уже многие. Все чего-то ждут от Трампа, и в этих ожиданиях есть нечто общее. Во-первых, установился молчаливый консенсус в отношении того, что Украина не сохранится в прежних границах. Во-вторых, Владимир Зеленский списан как партнёр по переговорам.
Выражается это, прежде всего, в том, что киевскому режиму отказывают в поставках оружия. Даже предпринятые недавно попытки уходящей администрации президента США Джо Байдена ускорить передачу Украине военного пакета на сумму в 9 миллиардов долларов на многих на Западе не производят впечатления. Это оружие надо ещё произвести, а за это время республиканский Белый дом может неоднократно переиграть ситуацию. Отсюда реакция остальных потенциальных поставщиков.
Варшава в очередной раз подтверждает, что не собирается передавать киевскому режиму свои МиГ-29. Не удивимся, если польские власти притормозят и по каким-либо другим ранее выданным обязательствам. Сеул в свою очередь заявил, что не рассматривает возможность прямых поставок 155-мм артиллерийских снарядов на Украину. Переговоры на эту тему лишь предстоят в будущем. Однако дело в том, что ни времени, ни будущего у киевского режима уже практически не осталось.
На это намекнул в выступлении на саммите Европейского политического сообщества премьер-министр Венгрии Виктор Орбан. Его речь слушали особенно внимательно, Орбан последовательно поддерживал Трампа все эти годы, периодически встречался с ним, отчего есть основания считать, что венгерский премьер лучше других понимает логику своего «американского друга». По словам Орбана, избрание Трампа на пост президента США означает, что «мир меняется», и Европе следует пересмотреть свою позицию в соответствии с новыми «политическими ветрами».
БУДЬТЕ В КУРСЕ
- 08.11.24 The Economist: 20% солдат ВСУ дезертировали из-за падения морального духа
- 08.11.24 CNN: Трамп предпочитает быстрые решения – по Украине и Зеленскому
- 03.11.24 Премьер Польши Туск покусился на святую веру в американского союзника
- 31.10.24 Конституционный суд в Молдавии признал итоги еврореферендума
Относительно украинского конфликта он выдвинул инициативу незамедлительно обеспечить «прекращения огня» на Украине в качестве прелюдии к мирным переговорам с Россией. Как сказал премьер, «предпосылкой для любого мира является коммуникация, условием коммуникации является прекращение огня, для переговоров требуется время, но сначала — прекращение огня». Его слова вызвали резкую реакцию Зеленского. Остановка боевых действий предполагает также прекращение поставок вооружений, а заодно у украинских военных появится свободное от боевых действий время, в ходе которого они могут прийти к опасным для киевского режима выводам и начнут действовать.
«Лидер, который выступает против членства Украины в НАТО, предлагает прекращение огня, – заявил Зеленский. – Это нонсенс и дисгармония. Почему? Потому что прекращение огня происходит тогда, когда жертва знает, что у неё будут гарантии безопасности».
Однако заявления главы киевского режима на саммите Европейского политического сообщества, в которых он требовал ещё больше и больше оружия и передачи ему украденных у России 300 миллиардов долларов, европейцев не убеждают. Если выступления Орбана и президента Франции Эммануэля Макрона транслировались в прямом эфире и публиковались в интернете, то речь Зеленского была полностью удалена. Судя по всему, потому, что она произвела бы крайне удручающее впечатление на население стран-членов ЕС, и так уставших от выплат за их счёт денег Украине. Поэтому Зеленскому предпочли заткнуть рот.
Фактически, у него осталось сегодня немного «союзников» – это президент Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен, генсек НАТО Марк Рютте и премьер-министр Великобритании Кир Стармер. Но первые два – назначенные чиновники, которые будут вынуждены считаться с мнением глав государств. Что касается Стармера, по итогам двусторонних переговоров в Будапеште с Зеленским пообещавшего ему «непоколебимую поддержку», то Великобритания не член ЕС и не командует НАТО, при этом у британского премьера есть большие проблемы в коммуникации с Трампом.
Даже Варшава, от которой мы много лет слышали и слышим рассуждение о важности Украины как буфера, отделяющего Польшу от России, отползает назад, лишь бы её не втянули глубже в украинские дела. Как заявил на днях в эфире радиостанции RMF FM министр обороны Польши Владислав Косиняк-Камыш, польский военный контингент может быть отправлен на Украину только при условии единодушного решения всего Североатлантического альянса, и тогда Варшава подчинится. Это означает – практически никогда, кто-нибудь в НАТО да наложит вето.
Дело Варшавы, но пусть тогда она не обижается, когда на переговорах об урегулировании украинского конфликта и определении границ Украины обойдутся без поляков. Если же Варшава хочет иметь право голоса, ей придётся вспомнить, чей Львов. Как предупреждает Орбан, главный вопрос сейчас – это не тарифы и торговля, а вопрос, какая будет создана новая архитектура европейской безопасности. Премьер предупредил, что в случае пассивности европейцев может возникнуть ситуация конца Второй мировой войны, когда США и СССР вдвоём выстроили архитектуру европейской безопасности. Венгрия готова сегодня проявить активность. Посмотрим, как остальные.
Станислав Стремидловский
Комментарии читателей (0):