Первое. Победа Дональда Трампа предсказывалась той частью экспертного сообщества, которая обратила внимание, что в последние недели перед голосованием «знаки внимания» Трампу стали оказывать маркеры «глубинного государства». Трамп пообещал спасти доллар, что было замечено «Deep»-рупором – The Wall-Street Journal (WSJ); именно с этого момента соцопросы, показывавшие лидерство Камалы Харрис с самой рокировки кандидата в демпартии, качнулись в обратном направлении. Фронду Белому дому обозначил Пентагон, по украинскому вопросу. Ллойд Остин себе такого не позволял с момента «исчезновения» под прошлый Новый год, ибо сидел на крючке. Но на Рамштайне, предшествовавшем несостоявшемуся октябрьскому, в канун вашингтонской встречи Джо Байдена с Киром Стармером и на фоне американо-британских междусобойчиков по ракетам вглубь России, Зеленского откровенно послал. Потом Белый дом его додавил, и Остин завилял, под «серенады» на тему военных КНДР в Курской области. Но это было потом, а яичко, как известно, дорого ко Христову Дню.
Картинка будет неполной без упоминания об оглушительном фиаско демократов в Молдавии, а также о триумфальной поездке венгерского премьера Виктора Орбана в охваченный неопределённостью Тбилиси, где, давайте прямо, эмиссар Трампа обломал Белому дому демократов всю протестную «малину», на которую они намылились. И про которую в последние полгода перед 26 октября не говорил только ленивый. Самое интересное, прямо оксюморон. Облившая Орбана грязью Европа, где даже начали рассуждать об его свержении с председательства в ЕС, тем не менее отказала грузинской оппозиции в поддержке «революционных» начинаний американских демократов. Так или иначе, но постсоветское пространство, как теперь понятно, послужило важнейшей ареной предвыборного противостояния в США. И Россия, сделав в этой игре по понятным причинам свои ставки, на результат повлияла. Только не надо про «вмешательство». Это не мы вмешивались туда, это они полезли сюда. Ну, и получили. Игра на выезде, она, знаете ли, не только в политике, но даже в футболе - дело с неоднозначными перспективами.
БУДЬТЕ В КУРСЕ
Второе. Итоги выборов в США окажут несомненное и очень благотворное воздействие на российско-китайские отношения. Во-первых, в отличие от демократов, с которыми всегда «получалось» у Пекина, Москва, вне зависимости от состояния двусторонних российско-китайских отношений ещё с советских времён в приоритетах имела республиканцев. Это если называть вещи своими именами. Во-вторых, Трамп, начавший против Китая в 2018 году торговую и тарифную войну, попытавшийся с наскока выиграть эту партию, названную им «неэквивалентным товарооборотом» и на этом обломившийся, безусловно «записал ход». И намерен продолжить, чтобы он там ни говорил о «дружбе» с Си Цзиньпином. Надо понимать, что в лексиконе Трампа ключевым словом является не «дружба», а «сделка»; сделки не вышло ни тогда, ни позже, при Байдене, который вынужденно двигался в фарватере линии Трампа 1.0.
Что сейчас? Трамп уже объявил, что «помирит» Москву с Киевом; как написал в Telegram российский американист Валентин Богданов,
Ну что, теперь у Трампа 24 часа чтобы закончить войну на Украине. Время пошло. Обещал же.
Понятно, что это «обещание» - предвыборно-популистское, но попытки будут. С тайным прицелом на консолидацию и перераспределение американских ресурсов на противостояние с Китаем. Но во-первых, против этого выступит Зеленский, который, по утечкам, намерен воевать до 2027 года, ибо на 2025 год расходов на выборы в «незалежном» бюджете не предусмотрено. А за выборы «топят» даже эмигрантствующие украинские враги России (подробности на REX здесь). Во-вторых, рогом упрётся Европа. Чтобы справиться с этой фрондой, убрав Зеленского и поменяв власти в основных европейских странах, у Трампа уйдёт вся четырёхлетка. Хотя бы потому, что в Британии выборы прошли вот только что и привели к власти системных оппонентов республиканцев и союзников демократов. В-третьих, самое главное: Россия, наступающая по всем фронтам, не нуждается ни в каком перемирии и рассматривает любые инициативы в этом направлении как попытку Запада взять паузу, спасти и перевооружить киевский режим и вновь направить его против нашей страны, дождавшись для этого более благоприятных для себя условий.
Одновременно Трамп перенесёт – не может не перенести! – конфронтационный упор в АТР и на Юг, где под прицелом оказывается Иран. И в Москве, и в Пекине, и в самом Тегеране эту коллизию прекрасно понимают. И предстоящий до конца года визит в российскую столицу президента Масуда Пезешкиана для подписания договора о стратегическом партнёрстве, аналогичного тому, что был подписан с КНДР, существенно ограничит внешнеполитический люфт трамповского Вашингтона. Вместе с дождавшимся «своего счастья» израильским премьером Биньямином Нетаньяху. Сама судьба вкупе с мировыми раскладами толкает Москву и Пекин, а также Тегеран и Пхеньян к максимальному сближению друг с другом на фоне нарастающей нестабильности западного лагеря, исторически склонного к авантюрам. На «эксперименты» во внешней политике ни один из центров главной евразийской оси не пойдёт. Ни время, ни обстановка к этому не располагают. Гораздо более реальным выглядит сценарий классического для геополитики противостояния Моря и Суши, однако уже не только в Европе, но и по всему периметру Большой Евразии, где это противостояние уже идёт: Красное море, Персидский залив, Бангладеш, Мьянма, проливы, рифы и отмели Южно-Китайского моря, Тайвань, Корейский полуостров и т.д.
Третье. В попытке смягчить ситуацию на российском направлении, разыграв карту России против Китая, Трамп неминуемо начнёт давить на Европу, которая на 90% остаётся продемократической. Упомянутый Орбан, Роберт Фицо, немножко австрийцы да остающиеся на обочине французские и немецкие правые – вот и весь «актив» Трампа в переформатировании этого заповедника «розовых и голубых пони», обитатели которого искренне убеждены, что новый/старый американский лидер собирается запустить «джунгли» в «райские кущи». С одной стороны, всё там схвачено и заточено под реализацию «глубинных» установок. С другой стороны, субъективного фактора тоже никто не отменял. Да и Марк Рютте на пост генсека НАТО, надо полагать, возведён не просто так, но для баланса республиканцам. Нам предстоит увлекательный период обмена плевками, а порой и пинками «друзей-союзников», который, повторим, имеет объективные возможности занять всё четырёхлетие. И это особенно хорошо на фоне американо-британских проблем. И Трамп как «интернациональный» проект консервативной части англосаксонских элит приходит в противоречие с правящими в Туманном Альбионе лейбористами. Еще В.И. Ленин обращал внимание на остроту нестыковок интересов британского и американского капитала; в отдельных случаях (пример Суэцкого кризиса 1956 г.) это даже приводило практически к совместным российским и американским выступлениям против европейских авантюр. Ну, и историки, конечно же, давно занимаются истинными причинами разворота Гитлера в 1937 году к англичанам, а в 1938 году – от них прочь, что смешало в Лондоне немало карт и блестящих карьер. Именно после этого британской короне ничего не осталось, как пойти под сень рузвельтовской Атлантической хартии, подписавшись под отказом от прежних имперских притязаний.
Ну, и в целом по итогам выборов с глобальной точки зрения. Тот же Гитлер в том же сюжете «подкатил» к Лондону с идеей «высшего разума», заменяющего в политике «игру свободных сил», предложив выстроить альянс именно на этой идее. (Кому захочется вспомнить слово «конспирология», кроме которого в истории он ничего не знает, знать не хочет и этим гордится, в помощь будет стенограмма, с которой начинается первый том известного советского МИДовского двухтомника 1948 г. «Документы и материалы кануна Второй мировой войны»).
Поскольку на принципе «высшего разума» в политике делается очень многое, и не Гитлер его открыл, постольку всем нынешним переменам, в том числе здесь перечисленным, мир обязан нашей России, героической Российской армии. Вступив в «игру свободных сил» в заведомо невыгодных условиях, мы смогли добиться в ней тех результатов, которые глава Третьего рейха назвал своему британскому собеседнику условием включения «высшего разума». А именно: зафиксировать достигнутые результаты, какими бы они ни были, без «лишних» издержек. И не блуждать в потёмках, рискуя довести дело до «серьёзного» греха. Очень похоже, что итоги голосования в США именно таким способом подвели черту под завершившимся раундом глобального противостояния. А дальше начинается «новый сезон», в котором Россия честно заслужила участие с верхних этажей и рейтингов мировой политической «высшей лиги».
И нужно понимать, что возврат на второй срок президента через пропущенные четыре года за всю историю США встречается всего во второй раз (первый случай – демократ Гровер Кливленд в 1885-1889 и 1893-1897 гг.). Сам этот факт сигнализирует об уникальной беспрецедентности упомянутой ставки «глубинных» элит, не увидевших из ситуации, которую они сочли для себя опасной, никакого иного выхода.
Владимир Павленко
Комментарии читателей (0):