В Турции внимательно следили за острой, поляризованной и на редкость грязной предвыборной гонкой в США. При этом отмечалось, что 77-летний миллиардер Дональд Трампа впервые в политической истории США ведет себя как внесистемный игрок, открыто демонстрировавший желание сломать прежние правила игры, действующие в США не годы и даже не десятилетия, а эпохи. К Камале Харрис отношение было более спокойное, ее считают «приложением или продолжением курса Джо Байдена». Но в целом отмечалась непоследовательность смысловых тезисов обоих кандидатов на пост президента США, и турецкая политическая элита хранила молчание, занимая выжидательную позицию, чтобы не рисковать отношениями с США.
Издание Middle East Eye со ссылкой на анонимные источники в правительстве Турции отмечает, что ситуация, прежде всего на Ближнем Востоке, такова, что любой из этих двух потенциальных победителей на выборах США могут оказать только косвенное влияние на внешнюю политику Турции». Тем не менее, президент Реджеп Тайип Эрдоган перенес объявленные кадровые перемены в составе правительства на «период после выборов в США».
В этой связи турецкое издание Cumhuriyet обращает внимание на важный, с ее точки зрения, фактор личных контактов Эрдогана с кандидатами на пост президента. С Трампом у него был единственный телефонный разговор после того, как в него стреляли во время митинга в Пенсильвании в июле. Прежде два лидера часто лично общались, проводили телефонные переговоры, что давало возможность Эрдогану заявлять «о равноуровневом диалоге с президентом США и президентом России Владимиром Путиным», лично доводить до их сведения свои аргументы по вопросам внешней политики. В то же время именно Трамп ввел санкции против Турции из-за покупки ею систем ПВО С-400 российского производства, хотя, с другой стороны, разрешил ему в 2019 году провести военную операцию на севере Сирии, что позволило Анкаре захватить территории и лишить союзные США сирийские курдские вооруженные группировки непрерывных контактов через турецкую границу. Турецкие министерства и ведомства жаловались, что не могут должным образом работать со своими американскими коллегами из-за постоянной смены чиновников с американской стороны. Как заявил один турецкий эксперт, «эпоха Трампа «вызывает у Эрдогана одни только воспоминания о несбывшихся надеждах».
БУДЬТЕ В КУРСЕ
В сентябре турецкая дипломатия якобы предпринимала безуспешные попытки организовать встречу Эрдогана с Харрис на полях Генеральной Ассамблеи ООН в Нью-Йорке. Но Байден согласился подписать многомиллиардную сделку по истребителю F-16 с Анкарой после того, как Эрдоган ратифицировал членство Швеции в НАТО. Эрдоган стал говорить, что «трудности в отношениях Анкары и Вашингтона остаются независимо от личности президента» и что он «желает изменения этой политики после выборов в США». По его словам, «с Америкой у нас проблема F-35 была не только во времена господина Трампа, она осталась и после него. Нас снова и снова заставляли испытывать разочарование. И республиканцы, и демократы».
Одним словом, Эрдоган, как всегда, лавировал, не демонстрируя устойчивой институциональной внешней политики, хотя Анкара не намерена порывать связи с Россией и Китаем и отказывается присоединяться к западным санкциям против Москвы. Но есть и фактор разногласий с США по поводу действий Израиля во время войны в секторе Газа.
И все же, как полагает турецкая газета Hürriyet, в Анкаре косвенно больше предпочитают победу Трампа, который может вернуться к практике личных контактов, начать более тесное сотрудничество с Эрдоганом как на общерегиональном направлении, так и в отношении решения курдской проблемы. Но пока, как говорит министр иностранных дел Турции Хакан Фидан, «любые результаты голосования в США могут усилить напряжённость в регионе».
Комментарии читателей (0):