Ближневосточные СМИ активно обсуждают недавнее решение президента Египта Абдель Фаттаха ас-Сиси назначить Хасана Махмуда Рашада новым главой Службы общей разведки («Мухабарат аль-Амма»). Его предшественник генерал-майор Аббас Камель определён советником президента, генеральным координатором служб безопасности и специальным посланником. Официальную причину такой рокировки Reuters связывает с проблемами со здоровьем у Камеля. Тем не менее некоторые арабские эксперты утверждают, что угроза отставки нависала над генералом Камелем давно из-за допущенных им крупных просчётов, стоивших Каиру утери части регионального влияния.
До недавнего времени самым чувствительным поражением египетского «Мухабарата» считался развал «антитурецкого клуба» — объединения государств, противостоящих турецкой политике в Восточном Средиземноморье. Египту не удалось обратить в свою пользу усилия Греции, Кипра, Иордании и Франции по сдерживанию влияния Анкары. В Ливии турецкие спецслужбы полностью переиграли египтян. В ответ Каир получил активизацию проводников турецких интересов в зоне своего стратегического влияния (в первую очередь в Ливии), а более выигрышные позиции в дипломатическом пространстве получили Москва и Абу-Даби.
У Египта сейчас Газа, восемнадцать месяцев войны в соседнем Судане, от которой в Египет бежало более 400 тысяч жителей этой страны, хуситы и обострение с Эфиопией. Накануне конфликта в Газе Камель передал своим израильским коллегам информацию о том, что в Газе идут военные приготовления. Израильские коллеги пассивно и даже с недоумением отреагировали на такие сообщения. Потом Тель-Авив отказывается согласиться вывести войска из Филадельфийского коридора и из оси Нецарим, которая разделяет Газу на северную и южную часть. Кроме того, Египет явно рассчитывает по своим каналам аккуратно влиять на ход ирано-израильского противостояния, удерживая Тегеран и Тель-Авив от военных столкновений. Тоже не получилось. Недавно пошли слухи и о том, что якобы по приказу Камеля глава ХАМАС Яхья Синвар был «продан» Тель-Авиву египтянами в обмен на какие-то уступки по другим чувствительным вопросам, хотя такое маловероятно. Но это та ситуация, когда говорят, что дыма без огня не бывает.
БУДЬТЕ В КУРСЕ
Дело в том, что у Египта сложные отношения с ХАМАС, хотя его разведка продолжает общаться с этой группировкой, а в прошлом – договариваться о прекращении огня в Газе и обмене заложниками. Главная причина проблем в том, что ХАМАС возник как палестинское отделение «Братьев-мусульман», исламистской группировки, которую Хасан аль-Банна, набожный мусульманин и египетский националист, основал в Египте в 1928 году. Неудавшееся покушение на президента Египта Гамаля Абдель Насера, совершённое группой в октябре 1954 года, привело к репрессиям со стороны правительства, из-за которых группа была вынуждена уйти в подполье на протяжении 1960-х и 1970-х годов. Но в Газе, которую Египет контролировал до того, как Израиль захватил её в ходе войны 1967 года с коалицией Египта и Сирии, всё было по-другому. Израилю «политический ислам казался лучше, чем арабский национализм».
До определённого времени ХАМАС не представлял угрозу для Египта. Но когда ХАМАС во время захвата Газы в 2007 году получил силу, бывший президент Египта Хосни Мубарак назвал ситуацию «переворотом против легитимности» и поддержал израильскую блокаду Газы. Мубарак был свергнут во время «арабской весны», и египтяне избрали Мухаммеда Мурси, который был связан с «Братьями-мусульманами» и надеялся расширить отношения с Газой. Потом он был тоже свергнут ас-Сиси, нынешним президентом Египта. Он жестоко подавил «Братьев-мусульман» и в прошлом осуждал ХАМАС и его связи с «Братьями-мусульманами». Но он также координировал действия с группировкой против «Исламского государства» (террористическая организация, запрещённая в России) на Синае, поддерживал гуманитарную помощь в Газе и выступал посредником в прекращении огня между Израилем и ХАМАС в предыдущих конфликтах.
Эта посредническая роль также усиливала зависимость США от Египта и Сиси, создавала условия для конвертации таких усилий в большую региональную политику. Отчасти Египет беспокоится об открытии пограничного перехода Рафа по той причине, что в страну могут проникнуть экстремистские элементы, в том числе ХАМАС.
Теперь, когда Сиси стал налаживать отношения с Ираном и Турцией даже в определённый ущерб своим связям с Саудовской Аравией и Объединёнными Арабскими Эмиратами, появилась стратегическая необходимость в смене куратора на этом направлении со стороны разведки с целью вывести Египет если не на главные, то на заметные позиции в посреднической миссии между Израилем и ХАМАС. Но Каир видит, что Газа становится разделительной точкой разворота Израиля не к Палестине, а к новому Ближнему Востоку или переменам на геополитическом уровне. Поэтому Египет решил выступить в спирали посреднических переговоров по Газе уже в новом качестве.
Как сообщает портал Axios, новый директор египетской Службы общей разведки Рашад передавал главе Службы общей безопасности Израиля («Шин-Бет») Ронену Бару план проведения малоформатной сделки, которая позволит прекратить огонь на территории сектора Газа и освободить часть удерживаемых израильтян. Каир предлагает враждующим сторонам начать с «небольшой сделки». Портал обратил внимание, что план появился менее чем через неделю после вступления Рашада в должность и ликвидации лидера ХАМАС Синвара. Утверждается, что позиция Каира, которая подробно обсуждалась в течение нескольких часов в Дохе, «вызвала оптимизм в отношении прорыва в свете того, что, по мнению Каира, является желанием Израиля найти решение».
Однако эта инициатива, похоже, ничего не меняет, потому что в обмен на готовность Израиля принять первую её часть палестинская сторона настаивает на наличии гарантий того, что переговоры будут завершены в течение десяти дней, указанных в предложении. Каир утверждает, что получить реальное обещание от Израиля становится труднее, особенно в случае возвращения Дональда Трампа на пост президента США. И всё же согласно египетским источникам, интенсивные контакты с Вашингтоном уже состоялись за последние два дня на фоне подготовки к телефонному разговору между Сиси и президентом США Джо Байденом в случае прогресса в переговорах, которые, по словам Каира, могут также привести и к деэскалации в Ливане.
Египетские официальные лица почему-то считают, что «Израиль становится более восприимчивым к участию в сделке в свете растущих потерь своих солдат на севере страны и желания премьер-министра Нетаньяху достичь баланса между потерями и приобретениями». Но насколько серьёзной окажется такая ставка Египта и не будет ли инициатива нового главы разведки Египта просто манёвром для нового разворота региональной эскалации покажет ближайшее время. Генерал Рашад известен более жёсткой, в сравнении с Камелем, позицией по отношению к интересам Тель-Авива.
Станислав Тарасов
Комментарии читателей (0):