Президент Азербайджанской Республики Ильхам Алиев принял в Баку специального помощника президента США и старшего директора по делам Европы в Совете национальной безопасности Майкла Карпентера. Учитывая профиль курируемых им проблем, диалог между двумя сторонами должен был иметь самый широкий характер, касаться больше вопросов двусторонних отношений между США и Азербайджаном. Однако, если судить по отчёту правительственного агентства Азертадж, основное внимание на этих переговорах было уделено перспективам подписания мирного договора между Арменией и Азербайджаном с «учётом появившихся в нынешних условиях исторических возможностей». При этом Карпентер вручил Алиеву письмо президента США Джо Байдена, в котором содержится призыв «завершить работу над соглашением в этом году». И сразу возникает множество важных нюансов.
Первый: Карпентер прибыл с миссией только в Баку и передал письмо Байдена Алиеву, что наводит на мысль, что с американкой точки зрения камень преткновения на пути к мирному договору находится на азербайджанской стороне. Второй нюанс. Прежде Баку и Ереван заявляли о необходимости проведения мирных переговоров без посредников. Именно в момент нахождения в Баку Карпентера, вице-премьер Армении Мгер Григорян заявил, что «присутствие третьей страны в переговорах с Азербайджаном содержит риски столкновения интересов, так как может появиться независящее от нас решение, которое станет для нас обязательным». Но дело в том, что миссия Карпентера, как и вся предыдущая деятельность госсекретаря США Энтиони Блинкена на этом направлении, имеют исключительно посреднический характер и США активно вклиниваются в процесс подготовки мирного соглашения. Но нет полной ясности относительно механизмов такой вовлечённости — в двустороннем или многостороннем форматах только со своим участием или с подключением и ЕС. Ясно только то, что всё это планируется проводить без участия России.
В то же время после заявления Григоряна появляется вопрос о возможном саботаже миссии Карпентера со стороны Еревана. Так мы сталкиваемся с системой видимых парадоксов. На переговорах с Карпентером Алиев заявил, что основным препятствием на пути подписания мирного договора «являются конституционно закрепленные территориальные претензии Армении к Азербайджану». То есть перед специальным помощником президента США выставляется дилемма: либо он должен добиваться того, чтобы Баку снял свои требования к Еревану провести изменения в Конституции, либо заставить Ереван выполнить предъявляемые Баку условия. На данном этапе в такой парадигме до конца текущего года переговоры между Азербайджаном и Арменией не имеют какой-либо перспективы.
БУДЬТЕ В КУРСЕ
- 07.11.24 СВР: госдепартамент США ускоренно стимулирует антироссийские настроения в Армении
- 26.10.24 Пашинян в эпицентре геополитической интриги и в хвосте событий в Закавказье
- 25.10.24 Эрдоган может построить «Великий Туран» только вместе с Путиным
- 13.10.24 Пограничники России покидают КПП на ирано-армянской границе
Но у этой темы есть и другой аспект. На недавнем саммите глава стран СНГ в Москве Алиев обвинил США в манипулировании санкциями в отношении своей страны. «Пока они оставались в Афганистане, президент США ежегодно приостанавливал эти санкции. Как только они — на глазах у всего мира — сбежали оттуда, то снова применили санкции против нас», — говорил лидер Азербайджана. Он, в частности, напомнил, что Вашингтон 1 мая 2024 года ввёл ограничительные меры в отношении десятков компаний из Российской Федерации, Турции, Азербайджана, Белоруссии и Китая. По его словам, «сегодня против Азербайджана вводятся американские санкции, после чего они говорят, давай укреплять нашу дружбу. О какой дружбе может идти речь?". Помимо этого, он предупредил Армению «не ввязываться в опасные игры» и призвал её «не забывать итоги второй карабахской войны» и «антитеррористической операции». И очередной парадокс: по разным причинам и с разными целями Алиев и Пашинян стали блокировать усилия дипломатии США в регионе. Что бы всё это значило?
Станислав Тарасов
Комментарии читателей (0):