На протяжении нескольких последних лет Российская Федерация стала главной санкционной мишенью для стран НАТО и ЕС. Политические распри между Москвой и Киевом еще в 2014 году привлекли внимание западных регуляторов, которые выразили свое недовольство ситуацией и ввели экономические ограничения против РФ. В 2022 году санкционное давление на нашу страну усилилось. Страдает от этого больше всего бизнес, который вынужден выживать в поистине спартанских условиях.
Уже в марте 2022 года Россия стала мировым лидером по количеству введенных против нее санкций, обогнав даже Иран. Из страны ушли крупные западные компании и франшизы, инвестиции из-за рубежа прекратились, поставки части товаров или комплектующих в Россию стали невозможны. И хотя некоторые представители политических элит пытаются видеть плюсы в сложившейся ситуации, говоря, что пришло время для импортозамещения, для бизнеса все это стало катастрофой.
С какими же проблемами столкнулись и еще столкнуться Российские компании?
Бизнесу нужно учиться приспосабливаться
Уже изменился и продолжает меняться руководящий состав компаний: советы директоров потерпели своеобразные “чистки”, которые состоят в резком сокращении руководителей, избранных миноритариями. Иностранные акционеры теряют контроль над своими активами на российском рынке, а отечественные компании несут крупные репутационные убытки сейчас и риски в будущем. Особенно это касается юридических лиц с меткой PEP (Politically Exposed Person), наличие которой автоматически ведет к полному прекращению всех контактов с иностранными контрагентами.
В связи с этим из России уезжает большое число ценных кадров: опытные иностранные эксперты оставляют отечественные холдинги, да и среди русских специалистов нашлось большое количество несогласных с политическим курсом страны. Все это вылилось в самый большой отток квалифицированной рабочей силы из страны со времен распада СССР.
Сложившаяся ситуация ставит корпоративное руководство в тяжелое положение. Оперативно найти выбывшим кадрам замену непросто и в мирное время, а сейчас это требует в пять раз больших усилий и навыков.
БУДЬТЕ В КУРСЕ
Техническую организацию рабочего процесса тоже приходится менять на ходу после блокировки на территории России очень эффективного и популярного корпоративного ПО, к чему многие были просто не готовы.
"На российском рынке еще не сформировалась культура внедрения программного обеспечения, как это было у иностранных вендоров, это проблема многих развивающихся рынков. Среди блокирующего ПО мигрировать пока некуда. На рынке есть 1C, Галактика, Турбо ERP, но они больше подходят под средние, простые, узкоотраслевые и госпроекты, при этом они сложно масштабируются", — комментирует ситуацию на it-рынке Константин Трофимов, генеральный директор B2B/B2C E-commerce одной из компаний.
Больше никаких расчетов с заграницей?
Большая беда связана и с международными расчетами и финансовой частью в целом. Для западных фирм и банков российские компании сейчас являются нежелательными контрагентами, что вынуждает отечественных предпринимателей экстренно переориентироваться и искать как новых партнеров, так и новые банки для ведения дел. Но даже те фирмы, которым повезло сохранить партнерские отношения с западными юридическими лицами, неизбежно столкнутся с проблемой расчетов: просто перечислить или получить валюту контрагенту через банк невозможно.
Еще в 2022 году российские банки были отключены SWIFT и потеряли возможность совершать международные переводы.
"Для банков отключение SWIFT означает повышение расходов и существенное снижение доходности. Но даже при тотальном отключении всех российских банков от SWIFT это не паралич банковской системы, хотя и серьезные трудности для нее", — прокомментировала ситуацию руководитель юридической практики Екатерина Орлова.
Действительно, варианты осуществления международных переводов для российских фирм остались, хотя здесь придется приспосабливаться и находить для себя новые возможности.
Как бизнесу подготовиться к будущему
Негативное влияние санкций на работу банков с международными платежами нивелируют платежные агенты, позволяющие обойти отключение SWIFT. Их можно назвать посредниками, которые позволяют использовать множество способов получения и совершения платежей (через карты, электронные кошельки, банковские переводы) и объединяют в себе все возможные платежные системы.
"Выбирая агента для сотрудничества, важно смотреть на совместимость агента с нужным типом бизнеса, — говорит Михаил Платежкин из платёжного сервиса. - Как правило, компании имеют офисы в разных странах, могут не только провести платеж, но и оформить документы и решить другие задачи".
Платежные агенты совершают переводы валюты через цепочку собственных юридических лиц, принимая рубли. Как правило, у них есть компании в разных странах Европы и Азии, которые они используют для решения задач клиента.
Тем же, кто не работает с иностранными компаниями, тоже не стоит сидеть сложа руки. Тех, кто отчаянно продолжает пользоваться старыми методами, или верят, что время повернется вспять, скорее всего ждет неизбежное разорение и банкротство.
Тот факт, что участникам рынка нельзя расслабляться ни на минуту, доказывают недавние санкции в отношении американского ПО на российском рынке. Крупные и уже привычные бизнесу поставщики информационных технологий массово покидают рынок: Google прекращает регистрацию российских пользователей, Winx официально завершает работу в России. Это только начало, но уже можно представить, к каким разрушительным последствиям это приведет отечественный рынок IT. В этой ситуации совет звучит максимально просто: стоит уже сейчас начинать делать бэкап своих данных на американских интернет-площадках и искать им замену, внося коррективы в рабочий процесс, чтобы не пришлось это делать второпях потом.
Самих айтишников и специалистов в области ПО, впрочем, тоже может не хватать. За один только 2022 год, согласно данным The Bell, наша страна лишилась 10% специалистов в области IT и санкции, бьющие по зарубежным программам, могут снова взбодрить эту статистику. Не стоит отказываться от ценных кадров, но и не нужно от них зависеть. Если сотрудник за границей может продолжать работу дистанционно, то стоит пойти ему навстречу. Если же такой возможности не представляется, то IT-компаниями нужно быть готовым к возможному изменению численности персонала.
Правительство, конечно, видит трудности на рынке и старается помочь отечественным предпринимателям грантами и субсидиями. Например на 2024 год правительство выделило 1.3 миллиарда рублей производственным предприятиям, резидентам промышленных парков и технопарков, работающих с Центром по поддержке предпринимательской инициативы “Мой Бизнес”. Небольшие компании теперь могут даже получить грант на внедрение в работу ИИ или взять в банке льготный кредит под 2-3% годовых для стимуляции развития.
Реальность подсказывает нам, что в нынешних условиях будет процветать только тот бизнес, который умеет приспосабливаться и находить решение для самых внезапных и фатальных проблем. Уже сложно предсказать, какие санкции включат для нас в следующие пакеты, но совершенно ясно, что они будут направлены лишь на усугубление финансовой изоляции России. Поэтому предпринимателям лучше прислушаться к нашей мудрой пословице и начать готовить сани уже летом.
Комментарии читателей (0):