Реализация угрозы нанесения ударов по ядерным объектам Ирана, которая исходит от Израиля, станет серьёзной провокацией. Об этом заявил министр иностранных дел РФ Сергей Лавров на пресс-конференции в столице Лаоса. По его словам, «если будут реализованы планы или угрозы атаки на мирные ядерные объекты Исламской республики Иран, это будет очень серьёзная провокация». При этом он добавил, что Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ), которое контролирует ядерную программу Ирана в данный момент не видит никаких признаков того, что Тегеран начал переводить ядерную программу в военное русло.
Означает ли это то, что российская сторона не исключает возможности удара Израиля по иранским ядерным объектам? Пока все запутались в словесных заявлениях, которые звучат из США и Израиля. Так директор ЦРУ США сначала говорил, что «нет никаких доказательств того, что Иран решил создать ядерное оружие». По его словам, «мы очень внимательно за этим следим и уверены в том, что - работая с нашими друзьями и союзниками - мы сможем выявить это на ранней стадии». Теперь Пентагон заявляет, что «Иран имеет достаточно ресурсов, чтобы создать ядерное устройство менее чем за две недели». Заявление Бернса можно считать как заявление упреждающего характера, направленное на смещение вектора предполагаемого израильского удара по Ирану. Что касается Пентагона, то его суждения имеют двусмысленный характер. С одной стороны, это - призыв к удару по ядерным объектам Ирана «пока не поздно», с другой, предупреждение: Иран может ответить Израилю ядерной контратакой.
Получается смысловая нестыковка при высоком сохранении рисков эскалации. В то же время, как сообщает издание Washington Post со ссылкой на официальных лиц США, «Израиль ещё не принял окончательного решения о том, как и когда реагировать на действия Ирана, и ожидает, что ответные меры будут приняты во время праздника Йом-Кипур». В нынешнем году этот праздник приходится на 11 октября и продолжится до следующего заката солнца, 12 октября. Праздник проходит спустя десять дней после наступления еврейского Нового года. Как говорится, сроки поджимают, но никто не располагает информацией о том, что ответные меры против Ирана будут приняты сегодня или завтра.
БУДЬТЕ В КУРСЕ
Как сообщают израильские правительственные чиновники, «задержка с ответом Израиля Ирану связана с продолжающимися консультациями с администрацией президента США Джо Байдена». Что касается США, то они, как всегда, обещают «помочь Израилю защитить себя, но не хотят прямой войны с Ираном». С другой стороны, израильские СМИ указывают, что «мини-кабинет министров еще не проголосовал по контурам ответа на иранскую ракетную атаку или даже по делегированию принятия решений премьер-министру Биньямину Нетаньяху и министру обороны Йоаву Галанту, поездка которого в Вашингтон, скорее всего, вновь будет отложена. Согласно данным журнала The Economist, вероятно, Израиль использует один из существующих четырёх вариантов ответа Ирану: удар по его ракетным базам, чтобы противостоять ответным иранским ракетным атакам, таким как та, которая произошла недавно в октябре.
В то же время Тегеран предпринимает срочные дипломатические усилия со странами Ближнего Востока, чтобы уменьшить масштабы ответных действий Израиля. По данным СNN, Тегеран не уверен в том, что США смогут убедить Тель-Авив не наносить удары по иранским ядерным объектам и нефтяным предприятиям. Есть и другие мрачные прогнозы, связанные с возможностью нанесения израильских ударов по президентскому комплексу Ирана и комплексу верховного лидера Али Хаменеи, а также по штаб-квартире Корпуса стражей исламской революции (КСИР) в Тегеране. В этой связи Иран объявил, что, если США помогут Израилю, Иран нанесет удар по базам США в регионе и подчеркнул, что, если другие арабские страны помогут Израилю, он также нанесёт ответный удар по странам-союзникам США на Ближнем Востоке - Иордании, Объединённым Арабским Эмиратам, Саудовской Аравии и Катару, где расположены военные базы США.
Пока же Израиль бьёт по Ливану и обстрелял штаб-квартиру Временных миротворческих сил Организации Объединённых Наций в Ливане (ВСООНЛ), расположенную в Рас-Накуре на юге страны. А в Ашхабаде состоялась первая встреча президента России Владимира Путина с новым президентом Ирана Масудом Пезешкианом. Ближневосточные СМИ сообщают, что стороны помимо двусторонних отношений рассматривали и вопросы сотрудничества сфере обороны. Пезешкиан также выразил удовлетворение своей встречей с российским лидером, обнародовав «большое соглашение о сотрудничестве», которое планируется подписать на саммите БРИКС 22-24 октября в Казани. Это происходит на фоне растущей напряжённости на Ближнем Востоке и угрозы Израиля нанести удары по жизненно важным объектам в глубине территории Ирана. Так что в регионе назревают большие события, но появляются и реальные признаки военного сдерживания Израиля. Многое будет решаться в ближайшие дни.
Станислав Тарасов
Комментарии читателей (1):