То, что ещё несколько месяцев назад в Польше считалось невозможным, сегодня признаётся как факт. Между Варшавой и Киевом обозначились глубинные противоречия, которые уже невозможно скрывать. И критическое отношение к киевскому режиму является общим для всех польских партий, вне зависимости от того, какая из них является сейчас правящей, а какая оппозиционной.
«Несомненно, на атмосферу влияет большая политика, – пишет портал Interia. – Партия «Право и Справедливость» (PiS) прошла долгий путь: от показного дружелюбия к украинским интересам в 2022 году до дистанцирования от Киева во время избирательной кампании 2023 года. При этом несмотря на все жесты дружбы с политиками «Права и Справедливости», Владимир Зеленский казался более расположенным к новой коалиции Дональда Туска.
Во время предвыборной кампании Туск мог критиковать PiS за ужесточение отношений с Украиной. Но сегодня все иначе. Туск преподнес нам сюрприз. Премьер-министр заявил, что «Украина не будет членом ЕС без согласия Польши», добавив, что она также должна соответствовать условиям, связанным с политической культурой и историческим примирением. Даже если его реакция была вызвана опросами общественного мнения, на этот раз он оказался прав».
«Нарывы» в польско-украинских отношениях хорошо известны, мы в REX сами неоднократно их приводили. Это и споры из-за импорта украинского продовольствия, вызвавшие перекрытия дорог польскими дальнобойщиками и фермерами. Это и публичная постановка Варшавой вопроса о признании Киевом фактора Волынской резни, что должно привести к возможности польским экспертам заниматься эксгумационными работами в местах массовой гибели поляков. Это и вызывающий недовольство киевским режимом отказ Польши и далее бесплатно передавать ему польскую военную технику.
Однако всё это симптомы более серьёзных патогенных процессов, которые обе стороны переживают достаточно давно. В своё время варшавский салон сделал стратегическую ошибку, объясняя полякам и всему миру столь активную и дорогостоящую поддержку киевского режима задачей выстраивания из Украины геополитического буфера между Польшей и Россией. Проблема для Варшавы здесь в том, что это создаёт предпосылки для реализации сценария, невыгодного для неё, но перспективного для ведущих мировых игроков.
Речь о потенциальном «приобретении» Польшей нескольких западно-украинских областей в диапазоне от включения в состав страны до формирования из них некоего «Львовского протектората» под польским управлением. И первого, и второго варшавский салон хотел бы избежать. Но на Западе многие окажутся заинтересованными в развитии событий, когда американцы Варшаве отдадут команду напрямую заняться строительством новой украинской площадки, а Евросоюзу – профинансировать это мероприятие.
Вашингтон в этом случае получит возможность сосредоточиться на борьбе с Китаем. Лондон, перекупивший киевских политиков, сохранит за собой инструмент, создающий проблемы континентальной Европе. Берлин сможет вернуться на сто лет назад, во времена Украинской Народной Республики и гетманата Скоропадского, сковав Польшу необходимостью заниматься «Львовским протекторатом», что не позволит полякам проявлять инициативу в ЕС. Помимо того, Германия заработает на этом проекте, когда «восстановлением Украины» займутся фирмы с польской пропиской, но немецкими акционерами.
Что касается Варшавы, то она получит неблагополучные территории, в которые ей придется серьёзно вкладываться, чтобы подтянуть до общего уровня благополучия. Местное население, чья историческая память, мягко говоря, расходится с польской версией, и элиты, которые, как и прежде, заглядывают в рот Германии, а не Польши. Варшавскому салону достанется долгожданный геополитический буфер, находящийся под её контролем, однако расходы на его содержание станут таковыми, что отбросят польскую экономику на несколько десятков лет назад. Перефразируя известный российский фильм – это будет бардак, зато Варшава главная.
Буфер станет отделять Польшу как от России, так и от Западной Европы. Когда Украина ещё пыталась балансировать между Востоком и Западом, она имела потенциал вместе с Польшей оказаться мостом сотрудничества. Но агрессивно-прозападная Украина, «защитник» Европы от Москвы, слишком дорого обходится Варшаве, ничего при этом не давая взамен.
Польские политики и публицисты, как замечает основатель аналитического центра Strategy&Future Яцек Бартощяк, иногда ведут себя так, «будто бы мы Федеральный резервный банк, только вместо того, чтобы печатать доллары, мы печатаем моральные оценки, которые сами даем и при этом думаем, что все должны использовать и признавать их как валюту, но это не так». В результате даже до сих пор в польском мысли присутствуют взаимоисключающие тезисы: «наш интерес в поддержке украинского сопротивления» и «нам всё труднее заставить Украину быть дружественной, когда она сама этого не хочет».
Однако сложно сказать, насколько долго Польша сможет проводить политику, в которой уживаются подобные суждения. То ли до последнего поляка, то ли до последнего злотого.
Комментарии читателей (0):