Минсельхоз ставит почву на карту

Статья профессора кафедры общего земледелия и агроэкологии факультета почвоведения МГУ имени М.В. Ломоносова Д.М. Хомякова специально для REX
24 сентября 2024  09:42 Отправить по email
Печать

В настоящее время площадь земель сельскохозяйственного назначения в России составляет 379,8 млн га, из них сельхозугодья занимают порядка 197 млн га. При этом 31 млн га сейчас не используются по целому ряду экономических и социальных причин. Как новь вовлечь их в оборот? Ведь расширение площади посевов, лугов и пастбищ позволит получать дополнительную продукцию АПК и расширить ее экспорт.

В Указе Президента РФ от 07.05.2024 № 309 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года» предписано установить следующие целевые показатели и задачи, выполнение которых характеризует достижение национальной цели «Устойчивая и динамичная экономика». В том числе, увеличение к 2030 году объема производства продукции агропромышленного комплекса не менее чем на 25% по сравнению с уровнем 2021 года; увеличение к 2030 году экспорта продукции АПК не менее чем в полтора раза по сравнению с уровнем 2021 года; утверждение и реализация программ адаптации к изменениям климата на федеральном, региональном и корпоративном уровнях; создание национальной системы мониторинга климатически активных веществ.

И это всё непосредственно относится к почве, поскольку почвенный покров является, с одной стороны, незаменимым и системообразующим компонентом биосферы, обладающим важнейшими экологическими функциями (в том числе эмиссией, трансформацией и стоком парниковых газов и образующих их веществ), а с другой — основой продовольственных систем любого территориального уровня.

Одной из первоочередных задач стало получение максимально полных и достоверных данных о ресурсах и возможностях используемых в настоящее время и бывших ранее в обороте землях. Для этого Минсельхоз РФ впервые за последние 30 лет начал проводить работы по инвентаризации, результатом которых является создание единой федеральной карты-схемы земель сельскохозяйственного назначения, включая сельхозугодья. Сейчас данные уже сформирована по 36 регионам, получены сведения и определены границы участков и угодий общей площадью порядка 174 млн га. При этом выявлено порядка 13 млн га неиспользуемой пашни, из которых для оперативного вовлечения в оборот — 5,4 млн га. В 2024 году аналогичные работы проводятся на территории еще 37 регионов. Завершить создание единой федеральной карты-схемы планируется к концу 2025 года. Результаты работ собираются на едином информационном ресурсе, доступном для всех субъектов страны.

БУДЬТЕ В КУРСЕ

Полученные по итогам формирования карты-схемы сведения и результаты оценки состояния земель станут фундаментом для вовлечения в оборот дополнительных площадей, потенциально востребованных и пригодных для выращивания культур. Это обеспечить производство порядка 8 млн т продукции. Об этом рассказал заместитель министра сельского хозяйства РФ Андрей Разин на заседании Президиума Совета законодателей РФ при Федеральном Собрании РФ, прошедшем в Санкт-Петербурге 26 апреля 2024 года.

Первый заместитель Председателя Совета Федерации Андрей Яцкин во вступительном слове на заседании отметил, что с 2021 года реализуется государственная программа эффективного вовлечения в оборот земель сельскохозяйственного назначения и развития мелиоративного комплекса России (Постановление Правительства РФ от 14.05.2021 № 731 (ред. от 27.12.2023) «О Государственной программе эффективного вовлечения в оборот земель сельскохозяйственного назначения и развития мелиоративного комплекса Российской Федерации» — далее Госпрограмма).

«Для успешной реализации Госпрограммы принята законодательная база. Усовершенствован критерий процедуры изъятия неиспользуемых сельхозземель, доработан механизм вовлечения в оборот невостребованных земельных долей, а также механизм предоставления земельных участков, занятых агролесомелиоративными насаждениями.

В настоящее время остается ряд проблем, которые тормозят развитие земельных отношений, и среди них — недостаточно эффективное землеустройство, неиспользование по назначению сельхозземель, а также ухудшение их состояния.

Отдельно остановлюсь на финансировании. На достижение целей Госпрограммы из федерального бюджета до 2030 года предполагалось выделить порядка 538 млрд рублей, 2023 год предусматривал выделение более 38 млрд рублей. Однако в ходе исполнения бюджета произведено сокращение более чем на 10 процентов. В нынешнем, 2024 году, предусмотрено порядка 40 млрд рублей. Надеемся, что сокращения этих объемов не будет. Отмечаю, что общий объем недофинансирования программы существенный. Надеемся, что мы этот вопрос вместе с региональными законодателями проработаем в рамках ближайшего бюджетного цикла. Считаю необходимым обсудить увеличение общего финансирования госпрограммы до ранее заявленного уровня».

Заметим, что ранее в Решении Президиума Совета законодателей РФ при Федеральном Собрании РФ «О мерах по обеспечению плодородия земель сельскохозяйственного назначения» (Москва, 18.12.2020) было отмечено:

«Президиум Совета законодателей Российской Федерации отмечает ряд проблем, препятствующих эффективному обеспечению плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения: отсутствие полной и достоверной информации о землях сельскохозяйственного назначения, их границах и качественных характеристиках, единой федеральной информационной системы о землях сельскохозяйственного назначения; неэффективность землеустройства как комплекса мероприятий по изучению состояния почв, планированию и организации их рационального использования и охраны; неиспользование по назначению земель сельскохозяйственного назначения и последующее ухудшение их состояния; недостаточное нормативно-правовое регулирование своевременного выявления изменения состояния плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения, оценки этих изменений.

Следует законодательно определить понятия почвы и ее плодородия как фундаментального уникального свойства.

Необходимо также реализовать меры, направленные на восстановление системы профессионального образования и подготовки научных кадров в области агрохимии, мелиорации и почвоведения, а также земельных отношений, землеустройства и кадастра.

В Основах государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденных Президентом РФ 30.04.2012, отмечается, что практически во всех субъектах РФ сохраняется тенденция к ухудшению состояния почв и земель, интенсивно развиваются процессы, ведущие к потере плодородия сельскохозяйственных угодий и к выводу их из хозяйственного оборота. Основными негативными процессами, приводящими к деградации почв, являются водная и ветровая эрозия, заболачивание, подтопление земель, переувлажнение, засоление и осолонцевание почв.

Достижение показателей продовольственной безопасности и объема экспорта сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия осуществляется за счет не восполняемых расходов резервов плодородия почв.

Состояние почв в нашей стране требует принятия комплекса мер, направленных на их сохранение, охрану и воспроизводство плодородия. По экспертным оценкам, в течение 25 лет наблюдается ежегодный отрицательный баланс основных элементов минерального питания растений.

Стратегический национальный ресурс и основа устойчивого развития страны — почвы с их плодородием остаются недооцененными и используются ненадлежащим образом, объемы применяемых удобрений и мелиорантов недостаточны даже для простого воспроизводства плодородия. К тому же, неоднородность природных условий, почвенного покрова, климата, агрометеорологических характеристик делает невозможным введение универсальных сельскохозяйственных регламентов.

По мнению Президиума Совета законодателей Российской Федерации, неэффективное использование земельных ресурсов приводит к сокращению продуктивных сельскохозяйственных угодий. Длительное неиспользование пашни и связанное с этим ухудшение ее качественных характеристик потребует больших усилий и материально-финансовых затрат на вовлечение этих земель вновь в оборот».

Минсельхоз РФ опубликовал на regulation.gov.ru проект постановления правительства о внесении новых очередных изменений в Госпрограмму (ID проекта 01/01/09-24/00150866, дата создания 18.09.2024). В нее предложено включить формирование единой федеральной почвенной карты земель сельскохозяйственного назначения.

«В разделе III:… абзац восьмой изложить в следующей редакции: формирование и наполнение единой федеральной карты-схемы земель сельскохозяйственного назначения, включая сельскохозяйственные угодья, и поддержание ее в актуальном состоянии в 87 субъектах Российской Федерации… После абзаца восьмого дополнить абзацем следующего содержания: «создание единой федеральной почвенной карты земель сельскохозяйственного назначения, включая сельскохозяйственные угодья, границы которых установлены посредством создания единой федеральной карты-схемы земель сельскохозяйственного назначения, включая сельскохозяйственные угодья, в 87 субъектах Российской Федерации».

Подробностей о том, что карта будет представлять собой содержательно, в пояснительной записке к проекту постановления не приводится — известно только, что контуры почвенной карты будут заданы существующей единой федеральной картой-схемой земель сельскохозяйственного назначения, в которой содержатся сведения о количественных характеристиках и границах таких земель.

Предполагается положить дополнительный слой данных на единую карту-схему таких земель, которую министерство формирует в последние годы. Сейчас она больше ориентирована на количественные, а не качественные характеристики. По расчетам ведомства, данные о плодородии будут интересны инвесторам и создадут спрос на неиспользуемые участки. Пока эффективность вовлечения земель в оборот невысока: при планах к 2030 году вернуть АПК на 13 млн га неиспользуемых земель к концу 2024 года, по оценкам самого Минсельхоза РФ, их площадь составит лишь 2 млн га.

Детальная информация о количественных и качественных характеристиках позволит готовить пакетные предложения для инвесторов с описанием того, как конкретно можно использовать тот или иной участок (в том числе какие культуры на нем можно выращивать). Эта идея была ранее сформулирована как «эффективный гектар» — создание и демонстрация неких комплексных «пакетных» предложений для бизнеса, включающих подробную информацию об участке, спектр имеющихся агротехнологий, наличие хранилищ и мощностей по переработке сырья и продукции, оценку текущей конъюнктуры, ситуации на рынке и ее динамики в среднесрочной перспективе.

Однако активность этого процесса была и остается невысокая. Министр сельского хозяйства России Оксана Лут на сентябрьской коллегии отмечала, что за 2022–2023 годы было вовлечено в оборот 950 тыс. га. При этом ориентир Госпрограммы к 2030 году — 13 млн га сохраняется. Одной из причин медленной реализации может быть недофинансирование. В Комитете Государственной Думы по аграрным вопросам ранее сообщали, что:

  • в 2022 году на Госпрограмму было выделено 23,8 млрд руб. (при заложенных в паспорте проекта значении в 40,5 млрд рублей),
  • в 2023-м — 34,5 млрд руб. (43,5 млрд рублей),
  • в 2024-м — 40,6 млрд руб. (58,6 млрд рублей соответственно).

В упомянутом Решении Президиума Совета законодателей РФ при Федеральном Собрании РФ (Санкт-Петербург, 26.04.2024) «О мерах по совершенствованию оборота, рационального использования и охраны земель сельскохозяйственного назначения» утверждается, что организация только землепользования не всегда является гарантией повышения доходности как сельскохозяйственных товаропроизводителей, так и государства. Также необходимы разработка и применение новейших моделей управления, технологий и механизмов, обеспечивающих оборот, рациональное использование и охрану сельхозземель, что будет способствовать созданию условий для эффективного и экологически безопасного землепользования.

Решение поставленных задач напрямую связано с рациональным землепользованием, а также с сохранением и повышением плодородия почв, для чего необходимо проводить экономическую оценку вовлечения сельхозземель в оборот с учетом показателей состояния плодородия.

С момента начала реализации Госпрограммы площадь вовлеченных в оборот сельхозземель за счет постановки на государственный кадастровый учет земельных участков, государственная собственность государственная на которые не разграничена, и земельных участков, выделяемых в счет невостребованных земельных долей, находящихся в собственности муниципальных образований, составила 638,8 тыс. га, из них уже передано сельскохозяйственным товаропроизводителям 344,46 тыс. га.

Учитывая изложенное и принимая во внимание необходимость выработки мер по совершенствованию оборота, рационального использования и охраны земель сельскохозяйственного назначения Президиум Совета Законодателей решил:

  • Рекомендовать Правительству Российской Федерации, в том числе:
  • обеспечить при формировании проекта федерального бюджета на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов увеличение объемов бюджетных ассигнований на финансирование мероприятий Госпрограммы до уровня, установленного в первоначальной редакции постановления Правительства РФ от 14.05.2021 № 731;
  • проработать вопросы увеличения площади мелиорируемых земель и ускорения реконструкции объектов мелиоративного комплекса с выделением необходимого дополнительного финансирования за счет средств федерального бюджета;
  • разработать порядок определения и изменения видов разрешенного использования сельскохозяйственных угодий;
  • уделить особое внимание эффективной реализации механизма изъятия земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, которые не используются по целевому назначению или используются с нарушением законодательства РФ;
  • продолжить работу по совершенствованию законодательства в части землеустройства, государственного регулирования обеспечения плодородия сельхозземель, охраны окружающей среды, в том числе закрепления понятий «почва» и «рациональное использование земель сельскохозяйственного назначения».

Именно почвы формируют и определяют качество среды обитания людей, а также количество и качество получаемой аграрной продукции (в первую очередь растениеводства и кормопроизводства). В среднем до 95% потребляемого продовольствия производится аграриями на почвах суши Земли.

Мы предлагаем рассмотреть возможность внести следующие изменения в Федеральный закон от 21.07.2014 № 206-ФЗ «О карантине растений»:

1) В статье 2 пункт 32 изложить в следующей редакции:

«Почва — компонент природной среды, природное тело, образующееся и изменяющееся с течением времени на суше в результате преобразования поверхностных слоев земной коры под совместным воздействием климата, рельефа, живых организмов. Представляет собой совокупность почвенных горизонтов, появляющихся в процессе почвообразовании и формирующих почвенный профиль или почвенный слой, который несет на себе растительный покров земли; состоит из минеральных и органических частей, характеризуется плодородием, структурой и свойствами, необходимыми для существования растений, животных и микроорганизмов, жизнеобеспечения и деятельности человека.

К понятию „почва“ не относятся торф, песок, грунт ниже почвенного слоя, компост, а также искусственно созданная среда обитания растений».

Это устранить имеющийся пробел и, наконец, вернет в российское право полноценное, научно-обоснованное и легальное (юридически значимое), общеправовое, точное, однозначное, дефинированное, устоявшееся, неконтекстное определение почвы и ее плодородия как фундаментального уникального свойства.

Именно к этому неоднократно призывал Президиум Совета Законодателей РФ при Федеральном Собрании РФ.

Напомним, что Президент РФ дал Перечень поручений по итогам заседания Государственного совета по вопросу «Об экологическом развитии Российской Федерации в интересах будущих поколений» (утв. Президентом РФ 24.01.2017 № Пр-140ГС), состоявшегося 27.12.2016. Он включает следующие пункты: предусмотреть при разработке документов стратегического планирования и комплексного плана действий Правительства РФ на 2017-2025 годы в качестве одной из основных целей переход к модели экологически устойчивого развития. Это обеспечит в долгосрочной перспективе эффективное использование природного капитала страны при одновременном устранении влияния экологических угроз на здоровье человека. Следует обратить особое внимание на учет влияния введения механизмов, обеспечивающих экологически устойчивое развитие, на деятельность хозяйствующих субъектов.

Правительству РФ подготовить совместно с заинтересованными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и представить предложения:

а) по разработке нормативов качества окружающей среды с учетом оценки рисков причинения вреда здоровью человека на основе санитарных норм и правил, а также с учетом качества отдельных компонентов природной среды исходя из природного фонового состояния территорий и акваторий;

б) по разработке порядка определения и установления нормативов качества почв и земель в зависимости от их природных особенностей, целевого назначения и величины предельных остаточных концентраций загрязняющих веществ в целях восстановления свойств почв исходя из географических, геологических, гидрогеологических особенностей их формирования и природного фонового состояния территорий и акваторий.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram или в Дзен.
Будьте всегда в курсе главных событий дня.

Комментарии читателей (0):

К этому материалу нет комментариев. Оставьте комментарий первым!
Чувствуете ли Вы усталость от СВО?
51.5% Нет. Только безоговорочная победа
Подписывайтесь на ИА REX
Войти в учетную запись
Войти через соцсеть