Похоже, в Грузии разгорается предвыборный скандал из-за призыва лидера партии «Грузинская мечта» Бидзины Иванишвили попросить прощение у осетин за войну 2008 года... На это заявление незамедлительно отреагировали представители оппозиции, обвинив Иванишвили и его партию в предательстве национальных интересов.
Однако, не смотря на обостряющиеся политические баталии, в глубинной Грузии продолжает доминировать тезис о том, что грузинские проблемы, связанные с возвращением территории Грузии (оккупация российская Южной Осетии и Абхазии), могут и должны быть решены по итогам военного конфликта на Украине вне зависимости от его исхода.
С подачи президента Грузии Саломе Зурабишвили этот тезис находит поддержку почти у всех политических сил. Абсолютное большинство грузинских СМИ, политических обозревателей, аналитиков, работающих как на внутреннюю, так и внешнюю аудиторию, безоговорочно поддерживают Украину и ждут скорого поражения РФ.
Более 2 000 воюющих на стороне Украины грузинских наёмников также призваны «аргументировано» приблизить решение этих задач по возвращению в Грузию после общей, как им кажется, победы над Россией.
При этом Грузия открыто не поддерживает санкции против России и официально не поставляет на Украину вооружения. Именно такая повестка поставляется в российское медиапространство и жестко фильтруется другая, альтернативная информация.Такой дуализм Тбилиси не является спонтанным на случай победы России. Это реализация системной концепции грузинского руководства, отрабатываемая во взаимодействии и при финансовой поддержке заокеанских кураторов. В 2019 году правительством Грузии совместно западными партнерами разработана программа «Шаг к лучшему будущему», которая была призвана создать условия для возвращения Южной Осетии и Абхазии в состав Грузии. Сегодня происходит ее адаптация к новым реалиям на случай их не желательного развития.
Впервые с 90-х годов правительство Грузии озвучило сумму в размере 3-х млрд долларов, которую она готова предложить элитам Южной Осетии и Абхазии для развития экономик последних. Предполагается что на фоне ослабления финансовой поддержки со стороны России, а также падения уровня жизни власти Цхинвала и Сухума согласятся на получение данной помощи, что, по их мнению, откроет "окно возможности" для тотального политического финансово-экономического поглощения республик.
Южная Осетия: границы + транзит + свободная торговля = дестабилизация.
Из властных структур Южной Осетии по различным каналам просачивается информация о ведущихся в Москве и за пределами РФ переговорах с представителями грузинского истеблишмента. Предметом переговоров называется передача территории Южной Осетии под протекторат Грузии, в обмен на не открытие последней второго фронта против РФ и продолжение транзита в Россию через свою территорию санкционных товаров и грузов.
Параллельно, при финансовой поддержке различных фондов, находящихся в Грузии, политически активная молодёжь Южной Осетии приглашается на различные международные форумы в зарубежные страны (Польшу, Турцию, Армению, Сербию), для прохождения тренингов по демократии и правам человека...
Таким образом формируется навязываемая идея о том, что партнерство с Россией практически обнуляет возможность интеграции населения в международное экономическое, культурное и образовательное пространство. Остается одна альтернатива- интеграция с Грузией и через нее выход из изоляции.
Ответственными за эти программы определены СГБ и Министерство по вопросам примирения и гражданского равноправия, а также с привлечением других структур.
Патронирование и управление данным проектом производится через посольства США и Великобритании в Тбилиси.
Западные мифы для доверчивых югоосетинских участников проекта:
- Исключительная экономическая эффективность начала процесса прямой торговли между Грузией и Южной Осетией:
- кратное сокращение логистических издержек;
- кратное снижение цен на продукты сельскохозяйственного производства, лекарства, товаров первой необходимости;
- пополнение бюджета республики за счет доходов от транзита грузов (включая санкционные) через Транскам и Рокский тоннель;
- приток инвестиций в инфраструктуру РЮО;
- развитие культуры и внедрение международных стандартов образования.
Однако существующая реальность такова: никакие международные проекты не могут быть реализованы без изменения законодательной базы республики и пересмотра российско-югоосетинских соглашений и без ликвидации в конечном счете юго-осетинской государственности в следующей последовательности:
- Прекращение действий подписанных с РФ договоров;
- Выход из межправительственных соглашений, в первую очередь между КГБ и ФСБ РФ о порядке охраны государственной границы с Грузией;
- Первый этап - прекращение деятельности Пограничного управления ФСБ РФ, ликвидация пограничных переходов и застав. Вывод подразделений с территории Южной Осетии;
- Второй этап – прекращение деятельности 4-й военной базы. Вывод всех подразделений РФ с территории Южной Осетии;
- Распространение грузинского законодательства в сфере финансов и налогов, торговой деятельности на «новых территориях» (территориального образования «Южная Осетия» в законодательстве Грузии не существует);
- Распространение на территории бывшей РЮО Конституции, Гражданского, Уголовного, Трудового, Земельного кодексов Грузии;
- Размещение военных подразделений НАТО и западных стран в местах базирования российских войск;
- Взятие под контроль как южного, так и северного порталов Рокского тоннеля.
- Итог - незамедлительное признание странами Запада легитимности действий правительства Грузии.
Геополитические угрозы для России
Приемлемая модель будущего государственного устройства для нынешних властей Грузии, которая в последнее время активно разрабатывается с участием западных юристов, предполагает запуск конфедеративной модели с ассиметричной структурой: центр-республика-культурная автономия, где в отличие от Абхазии Южной Осетии отводится место низшего звена – территории без собственной конституции и гражданства. Автономия для Аджарии не предусматривается вообще.
Такая установка уже начала транслироваться грузинским агентам влияния в Южной Осетии их тбилисскими кураторами как установка для тиражирования на местах.
Со временем последует пересмотр международных договоров республики, денонсация соглашений с зарубежными странами, пока с дальними… Далее денонсации подвергнутся соглашения с Россией по линии правительств, министерства обороны, ФСБ, министерства финансов, МВД и здравоохранения. Этот процесс начнется с выходом Южной Осетии из договоров 2008 и 2015гг. со всеми вытекающими...
На северном портале Рокского тоннеля появится пост грузино-американских специальных служб (административная граница Грузинской советской республики с РСФСР проходила именно там по реке Закка-дон).
Таким образом, территория Южной Осетии превратится в зону оперативного контроля грузинских и соответственно западных структур. Далее очень вероятно, что НАТО захочет разместить свою военную базу вблизи с российской границей на территории уже Грузии.
Однако главная цель грузинских элит останется неизменной - помимо возвращения контроля за землями и освобождение от российской оккупации – приоритетом для Грузии по-прежнему останется очищение Южной Осетии от собственно осетинского этнического элемента и создание новой зоны для влияния на российский Северный Кавказ.
Подобный разворот невозможен без доминирования в парламенте про-грузинских сил. Чтобы осуществить этот замысел нужен действующий легитимный законодательный орган. Именно он, как правопреемник первого парламента – Верховного Совета Южной Осетии, который запустил правовый механизм суверенного государственного строительства, легитимен отменить все его решения, начиная с 1990 года.
На сегодняшний день ситуация для кураторов и акторов данного сценария пока складывается не совсем благоприятно. Сформированный после майских выборов югоосетинский парламент не может считаться абсолютно легитимным в связи с бойкотом его работы со стороны одной из влиятельных политических партии.
Это обстоятельство делает проблематичным принятие таким парламентом каких-либо судьбоносных решений, они могут быть неприемлемы главным интересантам в силу их несоответствия международному праву. Это обстоятельство серьезно тормозит поглощение Южной Осетии Грузией.
Экономические угрозы для Южной Осетии
- Вытеснение осетинского бизнеса из всех сфер деятельности новыми участниками экономической деятельности.
- С распространением на территорию Южной Осетии законодательства Грузии начнется передел сфер влияния, скупка активов, хищническая приватизация недвижимости и земель по всей Южной Осетии.
- Возвращение грузинских беженцев с обязательным процессом реституции (возврат домов, квартир, земельных участков).
- В финансовой сфере начнется доминирование грузинской экономики со своей валютой и банковской системой.
Кейс легитимизации «добровольного возвращения отколовшихся» в обмен на лояльность.
Основной посыл грузинских деятелей, направленный в адрес политической элиты Южной Осетии, звучит всё отчетливее: если вы сейчас не договоритесь с нами, то мы договоримся с Россией без вас.
Данный постулат транслируется через представителей бывшей партийно-комсомольской среды и теневых предпринимателей, которые рассматриваются в качестве главной движущей силы формирования благоприятной почвы. Эта социальная группа рассматривается грузинскими властями в качестве точки опоры и плацдармом для пятой колонны и агентов влияния.
С точки зрения грузинских деятелей предполагается, что возвращение территорий должно сочетаться с их гарантией для Москвы сохранения статус-кво для российских военных баз, что также может послужить убедительным аргументом для удержания стабильности внутри югоосетинского общества, это в случае, если Москва в это поверит.
Именно по этой причине основной акцент всего процесса смещен из политической сферы в зону развития торговых отношений, особенно в случае задействования каналов параллельного импорта из Турции через Грузию через Южную Осетию и Транскам в Россию. Именно этот тезис сегодня активно тиражировался грузинскими агентами влияния в период недавних парламентских выборов в Южной Осетии.
Пока бывшая парт-хозяйственная и комсомольская номенклатура бывшей югоосетинской области (они же старая агентура КГБ Грузинской ССР), которые пришли к власти в 2022 году, делает это вяло, не решаясь выйти из подполья. Возможно, вскоре им могут быть приданы «авторитетные» персоны близкие к международному криминалу, в том числе из числа российско-грузинского «бизнеса».
Создается устойчивое впечатление, что в определенных кругах российского истеблишмента сформировалась влиятельная российско-грузинская олигархическая группировка, которая планомерно выстраивает некое подобие «новой реальности» для ее последующего представления в «верха» для оформления нужного политического решения. Надо полагать, что этот «международный» проект имеет влиятельных заказчиков немалым бюджетом.
На фоне сокращения российской помощи Южной Осетии и присутствие в югоосетинской власти про-грузинского элемента назревает реальная угроза практического переформатирования существующих реалий.
Временно вернувшиеся релоканты 90-х и прочие временщики во властных кабинетах Южной Осетии априори готовы принять любую грузинскую (западную) гуманитарную помощь исходя из проводимой жесткой политики российской стороны по недопущению всевозможных хищений, равно как и запрет на реализацию разных серых схем, типа «проекта» по сборке китайских автомобилей и разработки добычи нефти в одном из районов республики.
Пролог
В переходный период следует ожидать резкого роста криминализации в республике. Лишившиеся в последние годы многих традиционных сфер влияния грузинские криминальные кланы попытаются взять под контроль новую территорию. Будет налажена масштабная контрабанда и наркотрафик.
Это неизбежно приведет к социальной напряжённости и конфликтам в обществе, а в целом к созданию опасной для безопасности юга России зоны нестабильности и новых угроз.
Отсутствие в достаточной степени укомплектованных силовых структур и специальных подразделений в Южной Осетии и в первую очередь армии, станет поводом для диктата, хаотической политизации ситуации с последующей общей дестабилизации в регионе в целом.
Это неизбежно скажется на Северном Кавказе и приведет к реанимации сепаратизма, старых территориальных притязаний и начала процесса.
Сергей Артёменко специально для REX
Комментарии читателей (0):