Сергей Артёменко: Южный Кавказ на пути переформатирования реалий

Осенние зарисовки Сергея Артёменко специально для REX
17 сентября 2024  14:35 Отправить по email
Печать

Похоже, в Грузии разгорается предвыборный скандал из-за призыва лидера партии «Грузинская мечта» Бидзины Иванишвили попросить прощение у осетин за войну 2008 года... На это заявление незамедлительно отреагировали представители оппозиции, обвинив Иванишвили и его партию в предательстве национальных интересов.

Однако, не смотря на обостряющиеся политические баталии, в глубинной Грузии продолжает доминировать тезис о том, что грузинские проблемы, связанные с возвращением территории Грузии (оккупация российская Южной Осетии и Абхазии), могут и должны быть решены по итогам военного конфликта на Украине вне зависимости от его исхода.

С подачи президента Грузии Саломе Зурабишвили этот тезис находит поддержку почти у всех политических сил. Абсолютное большинство грузинских СМИ, политических обозревателей, аналитиков, работающих как на внутреннюю, так и внешнюю аудиторию, безоговорочно поддерживают Украину и ждут скорого поражения РФ.

Более 2 000 воюющих на стороне Украины грузинских наёмников также призваны «аргументировано» приблизить решение этих задач по возвращению в Грузию после общей, как им кажется, победы над Россией.

Южная Осетия. Иллюстрация: REX
Южная Осетия. Иллюстрация: REX
При этом Грузия открыто не поддерживает санкции против России и официально не поставляет на Украину вооружения. Именно такая повестка поставляется в российское медиапространство и жестко фильтруется другая, альтернативная информация.

Такой дуализм Тбилиси не является спонтанным на случай победы России. Это реализация системной концепции грузинского руководства, отрабатываемая во взаимодействии и при финансовой поддержке заокеанских кураторов. В 2019 году правительством Грузии совместно западными партнерами разработана программа «Шаг к лучшему будущему», которая была призвана создать условия для возвращения Южной Осетии и Абхазии в состав Грузии. Сегодня происходит ее адаптация к новым реалиям на случай их не желательного развития.

Впервые с 90-х годов правительство Грузии озвучило сумму в размере 3-х млрд долларов, которую она готова предложить элитам Южной Осетии и Абхазии для развития экономик последних. Предполагается что на фоне ослабления финансовой поддержки со стороны России, а также падения уровня жизни власти Цхинвала и Сухума согласятся на получение данной помощи, что, по их мнению, откроет "окно возможности" для тотального политического финансово-экономического поглощения республик.

Южная Осетия: границы + транзит + свободная торговля = дестабилизация.

Из властных структур Южной Осетии по различным каналам просачивается информация о ведущихся в Москве и за пределами РФ переговорах с представителями грузинского истеблишмента. Предметом переговоров называется передача территории Южной Осетии под протекторат Грузии, в обмен на не открытие последней второго фронта против РФ и продолжение транзита в Россию через свою территорию санкционных товаров и грузов.

Параллельно, при финансовой поддержке различных фондов, находящихся в Грузии, политически активная молодёжь Южной Осетии приглашается на различные международные форумы в зарубежные страны (Польшу, Турцию, Армению, Сербию), для прохождения тренингов по демократии и правам человека...

Таким образом формируется навязываемая идея о том, что партнерство с Россией практически обнуляет возможность интеграции населения в международное экономическое, культурное и образовательное пространство. Остается одна альтернатива- интеграция с Грузией и через нее выход из изоляции.

Ответственными за эти программы определены СГБ и Министерство по вопросам примирения и гражданского равноправия, а также с привлечением других структур.

Патронирование и управление данным проектом производится через посольства США и Великобритании в Тбилиси.

Западные мифы для доверчивых югоосетинских участников проекта:

  • Исключительная экономическая эффективность начала процесса прямой торговли между Грузией и Южной Осетией:
  • кратное сокращение логистических издержек;
  • кратное снижение цен на продукты сельскохозяйственного производства, лекарства, товаров первой необходимости;
  • пополнение бюджета республики за счет доходов от транзита грузов (включая санкционные) через Транскам и Рокский тоннель;
  • приток инвестиций в инфраструктуру РЮО;
  • развитие культуры и внедрение международных стандартов образования.

Однако существующая реальность такова: никакие международные проекты не могут быть реализованы без изменения законодательной базы республики и пересмотра российско-югоосетинских соглашений и без ликвидации в конечном счете юго-осетинской государственности в следующей последовательности:

  • Прекращение действий подписанных с РФ договоров;
  • Выход из межправительственных соглашений, в первую очередь между КГБ и ФСБ РФ о порядке охраны государственной границы с Грузией;
  • Первый этап - прекращение деятельности Пограничного управления ФСБ РФ, ликвидация пограничных переходов и застав. Вывод подразделений с территории Южной Осетии;
  • Второй этап – прекращение деятельности 4-й военной базы. Вывод всех подразделений РФ с территории Южной Осетии;
  • Распространение грузинского законодательства в сфере финансов и налогов, торговой деятельности на «новых территориях» (территориального образования «Южная Осетия» в законодательстве Грузии не существует);
  • Распространение на территории бывшей РЮО Конституции, Гражданского, Уголовного, Трудового, Земельного кодексов Грузии;
  • Размещение военных подразделений НАТО и западных стран в местах базирования российских войск;
  • Взятие под контроль как южного, так и северного порталов Рокского тоннеля.
  • Итог - незамедлительное признание странами Запада легитимности действий правительства Грузии.

Геополитические угрозы для России

Приемлемая модель будущего государственного устройства для нынешних властей Грузии, которая в последнее время активно разрабатывается с участием западных юристов, предполагает запуск конфедеративной модели с ассиметричной структурой: центр-республика-культурная автономия, где в отличие от Абхазии Южной Осетии отводится место низшего звена – территории без собственной конституции и гражданства. Автономия для Аджарии не предусматривается вообще.

Такая установка уже начала транслироваться грузинским агентам влияния в Южной Осетии их тбилисскими кураторами как установка для тиражирования на местах.

Со временем последует пересмотр международных договоров республики, денонсация соглашений с зарубежными странами, пока с дальними… Далее денонсации подвергнутся соглашения с Россией по линии правительств, министерства обороны, ФСБ, министерства финансов, МВД и здравоохранения. Этот процесс начнется с выходом Южной Осетии из договоров 2008 и 2015гг. со всеми вытекающими...

На северном портале Рокского тоннеля появится пост грузино-американских специальных служб (административная граница Грузинской советской республики с РСФСР проходила именно там по реке Закка-дон).

Таким образом, территория Южной Осетии превратится в зону оперативного контроля грузинских и соответственно западных структур. Далее очень вероятно, что НАТО захочет разместить свою военную базу вблизи с российской границей на территории уже Грузии.

Однако главная цель грузинских элит останется неизменной - помимо возвращения контроля за землями и освобождение от российской оккупации – приоритетом для Грузии по-прежнему останется очищение Южной Осетии от собственно осетинского этнического элемента и создание новой зоны для влияния на российский Северный Кавказ.

Подобный разворот невозможен без доминирования в парламенте про-грузинских сил. Чтобы осуществить этот замысел нужен действующий легитимный законодательный орган. Именно он, как правопреемник первого парламента – Верховного Совета Южной Осетии, который запустил правовый механизм суверенного государственного строительства, легитимен отменить все его решения, начиная с 1990 года.

На сегодняшний день ситуация для кураторов и акторов данного сценария пока складывается не совсем благоприятно. Сформированный после майских выборов югоосетинский парламент не может считаться абсолютно легитимным в связи с бойкотом его работы со стороны одной из влиятельных политических партии.

Это обстоятельство делает проблематичным принятие таким парламентом каких-либо судьбоносных решений, они могут быть неприемлемы главным интересантам в силу их несоответствия международному праву. Это обстоятельство серьезно тормозит поглощение Южной Осетии Грузией.

Экономические угрозы для Южной Осетии

  1. Вытеснение осетинского бизнеса из всех сфер деятельности новыми участниками экономической деятельности.
  2. С распространением на территорию Южной Осетии законодательства Грузии начнется передел сфер влияния, скупка активов, хищническая приватизация недвижимости и земель по всей Южной Осетии.
  3. Возвращение грузинских беженцев с обязательным процессом реституции (возврат домов, квартир, земельных участков).
  4. В финансовой сфере начнется доминирование грузинской экономики со своей валютой и банковской системой.

Кейс легитимизации «добровольного возвращения отколовшихся» в обмен на лояльность.

Основной посыл грузинских деятелей, направленный в адрес политической элиты Южной Осетии, звучит всё отчетливее: если вы сейчас не договоритесь с нами, то мы договоримся с Россией без вас.

Данный постулат транслируется через представителей бывшей партийно-комсомольской среды и теневых предпринимателей, которые рассматриваются в качестве главной движущей силы формирования благоприятной почвы. Эта социальная группа рассматривается грузинскими властями в качестве точки опоры и плацдармом для пятой колонны и агентов влияния.

С точки зрения грузинских деятелей предполагается, что возвращение территорий должно сочетаться с их гарантией для Москвы сохранения статус-кво для российских военных баз, что также может послужить убедительным аргументом для удержания стабильности внутри югоосетинского общества, это в случае, если Москва в это поверит.

Именно по этой причине основной акцент всего процесса смещен из политической сферы в зону развития торговых отношений, особенно в случае задействования каналов параллельного импорта из Турции через Грузию через Южную Осетию и Транскам в Россию. Именно этот тезис сегодня активно тиражировался грузинскими агентами влияния в период недавних парламентских выборов в Южной Осетии.

Пока бывшая парт-хозяйственная и комсомольская номенклатура бывшей югоосетинской области (они же старая агентура КГБ Грузинской ССР), которые пришли к власти в 2022 году, делает это вяло, не решаясь выйти из подполья. Возможно, вскоре им могут быть приданы «авторитетные» персоны близкие к международному криминалу, в том числе из числа российско-грузинского «бизнеса».

Создается устойчивое впечатление, что в определенных кругах российского истеблишмента сформировалась влиятельная российско-грузинская олигархическая группировка, которая планомерно выстраивает некое подобие «новой реальности» для ее последующего представления в «верха» для оформления нужного политического решения. Надо полагать, что этот «международный» проект имеет влиятельных заказчиков немалым бюджетом.

На фоне сокращения российской помощи Южной Осетии и присутствие в югоосетинской власти про-грузинского элемента назревает реальная угроза практического переформатирования существующих реалий.

Временно вернувшиеся релоканты 90-х и прочие временщики во властных кабинетах Южной Осетии априори готовы принять любую грузинскую (западную) гуманитарную помощь исходя из проводимой жесткой политики российской стороны по недопущению всевозможных хищений, равно как и запрет на реализацию разных серых схем, типа «проекта» по сборке китайских автомобилей и разработки добычи нефти в одном из районов республики.

Пролог

В переходный период следует ожидать резкого роста криминализации в республике. Лишившиеся в последние годы многих традиционных сфер влияния грузинские криминальные кланы попытаются взять под контроль новую территорию. Будет налажена масштабная контрабанда и наркотрафик.

Это неизбежно приведет к социальной напряжённости и конфликтам в обществе, а в целом к созданию опасной для безопасности юга России зоны нестабильности и новых угроз.

Отсутствие в достаточной степени укомплектованных силовых структур и специальных подразделений в Южной Осетии и в первую очередь армии, станет поводом для диктата, хаотической политизации ситуации с последующей общей дестабилизации в регионе в целом.

Это неизбежно скажется на Северном Кавказе и приведет к реанимации сепаратизма, старых территориальных притязаний и начала процесса.

Сергей Артёменко специально для REX

Подписывайтесь на наш канал в Telegram или в Дзен.
Будьте всегда в курсе главных событий дня.

Комментарии читателей (0):

К этому материалу нет комментариев. Оставьте комментарий первым!
Харрис или Трамп: если бы Вы приняли участие в выборах президента США, за кого бы Вы проголосовали?
Как Вы относитесь к драпировке Мавзолея Ленина на Красной площади в Москве во время Парада Победы?
66.2% осуждаю
Подписывайтесь на ИА REX
Войти в учетную запись
Войти через соцсеть