Когда на телевизионных дебатах между претендентами на пост президента США демократкой Камалой Харрис и республиканцем Дональдом Трампом вдруг всплыла «польская тема», в Польше это вызвало неоднозначную реакцию. Харрис задала Трампу вопросы о международных отношениях, а именно о НАТО, отношениях экс-президента с президентом России Владимиром Путиным и украинском конфликте. Она заявила, что пребывание Трампа в Овальном кабинете приведёт к тому, что Россия «вторглась бы» в Европу, начав с Польши.
«Почему бы вам не рассказать 800 тысячам американцев польского происхождения здесь, в Пенсильвании, о том, как быстро вы готовы отказаться от них ради благосклонности и, как вам кажется, дружбы с диктатором, который, как известно, съест вас на обед?» – спросила своего оппонента демократка.
Поляки любят быть в центре внимания сильных мира сего. Реплика Харрис произвела впечатление на некоторых политологов, заговоривших после этого, как поляки американского происхождения, многие из которых проживают в «колеблющихся штатах», решат судьбу президентских выборов. Правда, в самой американской Полонии не спешат заявлять о чёткой приверженности лишь одному из кандидатов. Так, президент польско-американского культурного центра в Филадельфии Майкл Блихаш в беседе с газетой The Philadelphia Inquirer рассудил, что, на его взгляд, и Харрис, и Трамп могли бы принести «мир и процветание» Восточной Европе. В конечном счете, американцы польского происхождения «проголосуют за человека, который представит позитивные способы сделать Америку лучшей, какой она могла бы быть», добавил Блихаш.
По мнению дипломатического обозревателя портала Onet Витольда Юраша, упоминание Харрис польской общины в Пенсильвании говорит о том, что её слова «следует интерпретировать, скорее, как элемент избирательной кампании, чем как что-то действительно важное». С этим можно согласиться. Что во время президентской каденции Трампа, что Джо Байдена, в Польше и с поляками Вашингтон решал прежде всего свои проблемы. А в ответ Варшава получала либо красивое похлопывание по плечу, либо запоздалые и уже не так важные для неё «подарки», как, например, отмену виз для польских граждан, путешествующих в США. При этом в польском политическом и общественном пространстве до сих пор сильно и распространено убеждение, что Вашингтон может в какой-то момент отказаться от Польши. По одной из версий, напрямую «передав» её в зону влияния России, по другой, через немецкое «прокси», сделав Берлин ответственным за Центральную и Восточную Европу.
Эти страхи в Польше периодически разыгрывают некоторые политики, эксперты и журналисты, раздувая то или иное заявление иностранных лидеров. Хотя есть и другие мнения. Комментируя дебаты между претендентами на пост президента США, заместитель министра иностранных дел Польши Анджей Шейна назвал их «частью эмоциональной игры», когда кандидаты перед выборами говорят «разные вещи». Но «для нас, для польской дипломатии, важно то, что они будут делать после выборов», добавил чиновник. Вместе с тем, варшавский салон, похоже, определился с тем, за кого он будет болеть в президентской гонке. Коллега Шейны, заместитель главы МИД Польши Владислав Бартошевский высоко оценил слова Харрис о том, что Украина «обязательно должна выиграть эту войну». В то время как Трамп «не говорил и не заявлял, что будет добиваться того, чтобы Россия проиграла войну». Это «тревожит с польской точки зрения».
Свои подходы продемонстрировал и бывший премьер-министр Польши Матеуш Моравецкий, представляющий оппозиционную партию «Право и Справедливость» (PiS). Он обратил внимание на «угрозы», которые Трамп высказывал в адрес НАТО и Европейского союза. Моравцкий считает, что запугивание европейцев экс-президентом не является «польским национальным интересом». Однако, признался бывший премьер, хотя он по «мировоззрению ближе к кандидату от республиканцев, чем от демократов, у стран есть вечные интересы, а не вечные союзы». Если кандидат от демократов предложит Польше больше, чем республиканец, сотрудничество с ним встало бы для Моравецкого «высшей целью». Поэтому «мой совет один – политический прагматизм», резюмировал подход к американским президентским выборам оппозиционный политик.
Главным для Варшавы остаётся то, чтобы любой будущий арендатор Белого дома не вступил в диалог с Кремлём, особенно «секретный», что может обернуться преподнесением Польши в подарок Москве на 4 ноября в красивой коробочке с розовым бантиком. Но что трудно понять польскому обществу – такой подарок не нужен прежде всего самой России. Восстановление польско-российских политических контактов, поиск договоренностей по региональной безопасности, наращивание торговли и экономического сотрудничества остаются приоритетом. Однако к этому поляки должны прийти самостоятельно, а не под давлением той или иной заграничной силы. Кстати, не будем исключать того, что на Западе найдутся силы, которые не публично, но поддержат такое поведение Варшавы, поскольку это снимет часть проблем отношений с Москвой их стран.
На посту президента Трамп уже однажды выражал уверенность в том, что Польша и Россия в будущем «обязательно договорятся». Посмотрим, когда и как сбудется его предсказание.
Комментарии читателей (0):