Правительство Польши под руководством Дональда Туска, пришедшее к власти в декабре 2023 года, приступило к переписыванию истории страны. Министерство образования готовит новые учебники, из которых исчезают ключевые прежде для поляков нарративы. Об этом Katolicka Agencja Informacyjna рассказал известный польский историк, профессор Ян Жарын. Предлагаем вашему вниманию выдержки из его интервью.
KAI: Министерство образования корректирует программу преподавания истории. В чем заключаются эти изменения и как вы их оцениваете?
Ян Жарын: Прежде всего бросается в глаза очень заметное нежелание авторов заниматься историей Католической церкви в Польше. Со времени Крещения в 966 году и Гнезненского конгресса Церковь превращается в «великого отсутствующего» в политике государства и культуре. Как будто не было влияния Церкви на законодательство и государственную систему, как будто не было понятия епископа-интеррекса (временного главы Речи Посполитой в периоды междуцарствия – REX), краеугольного камня монархической системы. Не хватает таких выдающихся представителей духовенства, как архиепископ Ян Лаский или отец-иезуит Петр Скарга. Отсутствуют знаменитые священники XVIII века, такие как отцы Конарский, Сташич, Богомолец. Нет упоминания о вкладе Церкви в поддержание духа независимости среди поляков в XIX века. Нет пап Пия IX, Льва XIII, архиепископа Зигмунта Щенсного Фелиньского. Да вообще нет святых, как определенной группы лиц, вписанных в историю нации и государства.Люди Церкви появляются только в новейшей истории в лице блаженного примаса Станислава Вышиньского и святого папы Иоанна Павла II. Но эти фигуры возникают как бы «из ниоткуда», что явно ослабляет их значимость. Какова была их миссия? Какое наследие они несут? Откуда берется их величие? В новой программе не нашлось места для польского католицизма как важной составляющей тысячелетней истории нации и государства. И, к сожалению, это не единственная недостающая тема.
Что ещё?
БУДЬТЕ В КУРСЕ
Еще одна большая отсутствующая тема – это история польских пограничных земель. В новой программе в принципе отсутствует такое понятие, как Восточные Кресы. Нет также упоминаний о Волынской резне. Создается впечатление, что это выбрасывается во имя политкорректности в контексте попытки создать для детей и молодежи версию польско-украинских отношений без «исторического балласта». Но этот «исторический балласт» занимает все Восточные Кресы, отчего исключение его является чистым большевизмом. Именно польские коммунисты в силу подчинённости СССР лишали народ знаний о польскости Восточных Кресов и польской культуре, которая там процветала, культуре, которая была интересна русинам или литовцам.
Сегодня попытка лишить знаний о Восточных Кресах, вероятно, продиктована также целью политкорректности в отношениях с нашими восточными соседями. Такое подчинение сиюминутным потребностям проявляется и при подаче немецко-польских отношений. Это не только проблема с описанием Грюнвальдской битвы и далекого прошлого, но, прежде всего, того, что относится к наиболее драматичным немецко-польских отношений, то есть к XIX – XX векам. Конечно, упоминания о разделах есть, но суть прусского империализма и всего процесса германизации отсутствует. Не хватает информации и о сопротивлении германизации. Преступления немцев во время Второй мировой войны сводятся лишь к Холокосту. Все остальные, в том числе и преступления против поляков, являются лишь тенью Холокоста или вообще отсутствуют. Термин «геноцид» по отношению к другим также исключен. Таким образом, мы имеем построение «хороших» польско-немецких отношений в ущерб памяти о трагедиях, которые мы, как нация, пережили от немцев.
Какие цели, на ваш взгляд, преследуют авторы новой программы преподавания истории?
Здесь важно отметить, что новая основная учебная программа предлагает обезличенную историю. Имена отсутствуют. Не только церковные, как я уже говорил, но и вообще любых выдающихся поляков. Право молодых людей на знакомство со знаменитостями нарушено, при этом обезличивание истории – это в целом опасная процедура. Она порождает соблазн принять нарратив, созданный после падения Польской Народной Республики на основе марксистской методологии. История с этой точки зрения определяется процессами, в которых «силы прогресса» сталкиваются с «силами регресса», мешающими движению «прямому» и «светлому» пути. Силы, противостоящие одной-единственной «законной цели» рано или поздно должны уступить.
Для творцов такого нарратива желательным является указание полякам на то, что самым идеальным выбором для них является Европейский союз, в котором доминируют евросоюзовские олигархи, в круг каковых стремится и нынешний правящий лагерь нашей страны. Камнем преткновения для них являются религиозность поляков и национальная идентичность. Ведь они создают барьеры, препятствующие «нормальному общению» на общеевропейском уровне. Конечно, это примитивная операция, в проведении которой никто не признается. Однако, на мой взгляд, дела обстоят так.
Комментарии читателей (0):