Турция заявкой на вступление в БРИКС подаёт соблазнительный пример Польше

Станислав Стремидловский объяснил, какой пример Турция подаёт Польше
Анкара показывает Варшаве, как можно одновременно быть членом НАТО и проводить суверенную политику, считает Станислав Стремидловский
4 сентября 2024  09:27 Отправить по email
Печать

Заявка Турции на вступление в БРИКС не могла не вызвать интерес в Польше. Варшава и Анкара связаны друг с другом. Формально – на военном уровне в НАТО и на политическом в «Бухарестской девятке». Есть и серьезный исторический задел. В феврале 2014 года глава МИД Польши Радослав Сикорский, который сейчас снова возглавляет министерство, в интервью турецкой газете Hurriyet Daily News напоминал, сколь много связывает Польшу и Турцию. Дипломатические отношения между двумя странами насчитывают более 600 лет и были установлены почти за 40 лет до взятия османами Константинополя. Такие длительные связи является исключительным событием в европейской и международной истории дипломатии, подчёркивал Сикорский.

К модели, выстроенной президентом Турции Реджепом Тайипом Эрдоганом, проявляла большой интерес партия «Право и Справедливость» (PiS), правящая в Польше в 2015 – 2023 годах. Главу PiS Ярослава Качиньского его оппоненты даже обвиняли в том, что он хочет построить «польский Султанат». Но дело было не в желании перенести на польскую почву внутренние турецкие политические порядки, это невозможно. «Право и Справедливость» тогда завораживала внешняя игра Анкары, которая позволяла себе широкие маневры в НАТО, чего не удавалось Варшаве, напористо разговаривала с Брюсселем и Вашингтоном, выстраивала стратегический диалог с Москвой и создавала новые площадки взаимодействия с центрами силы в остальном мире. Как замечало одно из польских изданий, «видение Польши, которая разыгрывает империи, является соблазнительным для правящего правого лагеря».

Турция. Иллюстрация: REX
Турция. Иллюстрация: REX
Учитывая, что сегодня происходит процесс отката от всего, что связано с PiS, логичным будет ждать и пересмотра отношения к Анкаре со стороны правительства Дональда Туска. В ближайшей перспективе, тем более после раздражительной отповеди турецким властям со стороны Еврокомиссии, скорее всего, так. Однако в Польше будут внимательно присматриваться к опыту присоединения Турции к БРИКС и особенно её опыту работы в альянсе. Польский еженедельник Polityka прогнозирует следующее. По мнению издания, учитывая, что в число «новых членов БРИКС вошли Эфиопия и Египет, конкурирующие с Турцией за лидерство в мусульманском мире, Анкара могла бы получить выгоду от прямых инвестиций в эти страны». Египет «переживает экономический кризис, а Эфиопия кропотливо восстанавливает свою инфраструктуру после разрушительного конфликта в Тыграе». Участие Анкары в региональных проектах стало бы «отличным стимулом для турецкой экономики». Это первое.

Второе. Эрдогану есть что предложить Пекину. Турция может помочь Китаю смягчить давление на КНР, которое оказывает Запад под предлогом преследования в Синьцзян-Уйгурском автономном районе мусульманского уйгурского меньшинства. Кроме того, между Анкарой и Пекином ускорились переговоры о строительстве китайцами третьей турецкой АЭС. Страны сотрудничают в сфере редких полезных ископаемых и энергетической безопасности, в «этих отношениях есть много возможностей для улучшения».

Третье – диалог с Ираном и Россией. В Турции чрезвычайно динамично развивается оборонный сектор, это одна из важнейших отраслей её экономики. Если к этому добавить, что турецкие порты «используются для «перегрузки» товаров и сырья, отправляемых в Россию в нарушение санкций, нетрудно представить, к чему могут привести более тесные отношения с Объединёнными Арабскими Эмиратами или Ираном». Турецкие военные технологии «номинально могли быть экспортированы в любую из стран БРИКС на льготных условиях, а затем отправлены в Россию, то есть на украинский фронт». Таким образом, «страна-член НАТО фактически саботирует усилия Североатлантического альянса». При этом Анкара может объяснить Западу, что это делается в его интересах, замечает аналитик Фрэнк Оката. Турки скажут, что Вашингтону и Брюсселю «нужен» кто-то, кто будет иметь влияние в кругах, к которым западные лидеры не имеют доступа, и «БРИКС является одним из них».

Безусловно, Варшава не может позволить себе многого из того, что может Анкара. У Польши иная география, слабый демографический потенциал, монопольное доминирование Евросоюза в целом и Германии в частности во внешней торговле, наконец, Брюссель держит страну на Висле на «коротком поводке». Поэтому турецкий пример станет образцом для Варшавы в том случае, если к власти в Польше вернётся правый лагерь, а европейский проект преобразования ЕС из конфедерации в централизованное государство с ограничением нынешних вольностей потерпит крах. Но такой расчёт вполне в польских традициях. Во время Первой мировой войны Юзеф Пилсудский рассматривал грядущие геополитические потрясения как шанс на восстановление независимости Польши. Его ставка тогда сыграла. Посмотрим, как будет сейчас.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram или в Дзен.
Будьте всегда в курсе главных событий дня.

Комментарии читателей (1):

KGB10
Карма: 265
05.09.2024 03:22, #51550
вот только ляхов в бриксе и не хватало
Чувствуете ли Вы усталость от СВО?
Харрис или Трамп: если бы Вы приняли участие в выборах президента США, за кого бы Вы проголосовали?
66.3% За Владимира Путина
Подписывайтесь на ИА REX
Войти в учетную запись
Войти через соцсеть