Были в большевистской Польской Народной Республике и так называемые «патриотические священники». Сегодня к ним относятся однозначно негативно. Часто употребляется слово «измена». На мой взгляд, такая оценка во многих случаях очень несправедлива и противоречит здравому смыслу, пишет на страницах журнала Myśl Polska публицист Лукаш Ястшембский.
Если те несколько процентов священников, которые подписались под политикой властей ПНР, сегодня называют предателями, то как же называть современный польский епископат? Ведь руководители Католической церкви в Польше дышат всеми идеями польских властей, в том числе и по тем, которые толкают нас на поддержку войны на Украине.
Стыдно и отвратительно, что иерархи Католической церкви в Польше молчат, когда на Украине преследуют христианскую конфессию – Украинскую православную церковь. Позорно молчать, когда многочисленные православные священнослужители на Украине находятся в заключении, когда разрушаются храмы и реализуется идея ликвидации этой Церкви. Ужасно молчать, когда создается какая-то эрзац-секта. Церковь в Польше любит упоминать о реальных и мнимых обидах, которые она претерпела во времена Польской Народной Республики. Особенно в сталинскую эпоху.
Вспоминается период, когда некоторые епископы находились в ссылке, священники сидели в камерах, а примас Стефан Вышинский был интернирован. Но чем это отличается от того, что киевский режим делает на Украине? По крайней мере, во время правления сталинского сокола Бермана ни одному безумцу в ПНР не пришла в голову идея полностью объявить Католическую церковь вне закона из-за ее связей с Ватиканом.
Католическая церковь в Польше молчит, католические издания перепечатывают банальности, рожденные украинскими пропагандистами. На Украине ситуация еще хуже. Всеукраинский совет церквей и религиозных организаций, в котором заседает представитель Католической церкви Виталий Кривицкий, официально поддержал идею ликвидации Украинской православной церкви под предлогом «связей» с Русской православной церковью. Никто из многочисленных польских священников в Украине не протестует.
БУДЬТЕ В КУРСЕ
Церковь в Польше уже несколько десятилетий находится в глубоком кризисе. Красочная революция «солидарности» с Михником, Куронем и Геремеком на «мессах за родину» привела в движение процессы, кульминацией которых стало то, что Лех Качиньский аплодировал унижению архиепископа Станислава Вельгуса в храме. Иерархов в Польше в течение 30 лет откармливали богатством и привилегиями от власть имущих, как свиней на убой. Они аплодировали этим привилегиям, поддерживая сменяющие друг друга правительственные команды.
По своему легкомыслию они некритично поддержали вступление Польши в Европейский союз на унизительных условиях. Они молчали, когда польские солдаты в составе НАТО участвовали в агрессивных американских войнах. Они платили и продолжают платить за все эти уступки, дани, субсидии, зарплаты, отвоеванное имущество, благодарности и медали. Эта удача обошлась им очень дорого. Но это только начало.
Костелы пустеют, виден прямо противоположный процесс – опустошение счетов и кошельков иерархов Третьей республики. Сегодня декатолизация в Польше проходит гораздо быстрее и эффективнее, чем в эпоху Болеслава Берута и Якуба Бермана. Однако иерархи ничему не научились за эти 30 лет. Они продолжают обращаться к власть имущим за деньгами. Сегодня они дошли до предела и выстроились в один ряд с наследниками бандеризма, сторонниками воинствующего атеизма и пророками «радужной революции». Они забыли о множестве убитых на Волыни католических священников, у которых сегодня нет даже могил.
Гонения на христианскую Церковь у нашего восточного соседа не вызывают противодействия со стороны иерархии в Польше. В чем причина этого? На мой взгляд, от избытка денег и недостатка времени. У иерархов, бегающих по телестудиям и представительным банкетам, нет времени на религиозные занятия и трезвые суждения. Им нужно позаботиться об украшении дворцов, заправить лимузины, навестить нескольких бизнесменов, подготовиться к розыгрышу призов и позаботиться о хорошей работе для родственников и друзей.
Примас Стефан Вышиньский в интервью депутату парламента Янушу Заблоцкому в своё время сказал: «Мы не требуем возвращения церковных имений – их потеря является благом. Священники перестают быть латифундистами, они становятся ближе к народу». Возможно, в будущем поместья у священников отнимут те, кто дарил их в последние десятилетия. Но сегодня именно верующие должны облегчить иерархам поиск времени для молитвы и богословских размышлений. Они могут сделать это, сократив их бюджет. Поэтому стоит отказаться от записки в подносе, чтобы избавить иерархов от забот о дворцах, лимузинах и лотереях. Хотя бы на время.
Комментарии читателей (0):