Минсельхоз России ведёт оперативный мониторинг в сфере кредитования агропромышленного комплекса страны. По состоянию на 20 августа 2024 года, общий объем кредитных средств, выданных ключевыми банками на проведение сезонных полевых работ, превысил 833 млрд рублей. Это на 16,96% выше показателя за аналогичный период прошлого года.
Так, Россельхозбанк предоставил кредитов на общую сумму порядка 568 млрд рублей, что на 17% больше, чем в 2023 году, а Сбербанк — на 16% в объеме 264 млрд рублей.
Напомним, что по состоянию на начало нового сельскохозяйственного года (23.07.2024) общий объем кредитных средств, выданных ключевыми банками на проведение сезонных полевых работ, превысил 754 млрд рублей. Это на 18,1% выше показателя за аналогичный период прошлого года.
Россельхозбанк увеличил объем кредитов на эти цели на 18,7% до 526 млрд рублей, Сбербанк — на 16,8% до 228 млрд рублей. При этом наибольшее количество средств было выдано в Ростовской области на сумму 85,4 млрд рублей, Краснодарском крае — 66,5 млрд рублей и Московской области — 60,5 млрд рублей.
Достаточно ли этих средств для АПК страны в текущей ситуации? Давайте разберемся.
Российский зерновой союз (РЗС) оценил во сколько обойдется озимый сев аграриям в 2024 году. По прогнозам экспертов рынка, стоимость сезонных сельскохозяйственных работ вырастет минимум на 20%, а с большой вероятностью возрастет и до 40%.
Президент РЗС Аркадий Злочевский в рамках пресс-конференции, состоявшейся 12.08.2024, дал оценку состояния зерновой отрасли России за прошедший год и о перспективах аграриев на текущий сезон. Весьма высокие показатели по экспорту зерновых были достигнуты сложением двух урожаев — прошедшего и предшествующего ему сельскохозяйственном годам, но не все экспортные возможности удалось реализовать. Был отмечен и так называемый «недовывоз».
В перспективе на текущий сезон сельхозтоваропроизводители столкнутся с серьезным ростом стоимости сева озимых — как минимум на 20%, а возможно и на 30-40%. Среди основных причин для этого — рост цен на топливо и минеральные удобрения.
БУДЬТЕ В КУРСЕ
Так, в ряде регионов цены на дизтопливо с начала нового сельскохозяйственного года (01.07.2024) повысились с 56 до 63-64 тысяч рублей за тонну, в некоторых случаях и до 70 тысяч рублей. Если этот тренд продолжится это существенным образом скажется на экономических показателях озимого сева. Следует напомнить, что в среднем для проведения всего комплекса агротехнологических работ за сезон на 1 гектар, аграрии расходуют 60-80 литров дизельного топлива. Конечно, это зависит от многих факторов: используемого парка техники, возделываемой культуры и даже от погодных условий. Принятая в экспертных расчетах оценка — 70 литров на 1 гектар.
Аналогичная ситуация, отметил Аркадий Злочевский, складыватся и с ценами на минеральные удобрения. В ряде регионов они стабилизировались на уровне прошлого года, но есть регионы, где цена выросла на 15-20%.
По словам генерального директора «ФосАгро-Регион» Андрея Вовка, основной прирост в продажах I полугодия текущего календарного года пришелся на фосфорные и NPK-удобрения. Российские аграрии начали закупки удобрений заранее, чтобы избежать проблем прошлого года.
«Российские аграрии сделали выводы из ситуации с железнодорожными поставками в прошлом году и в этом году вышли на закупки фосфорных и NPK-удобрений под осенние полевые работы заранее. Это позволило им, с одной стороны, создать запасы удобрений, не дожидаясь ажиотажного спроса, с другой — зафиксировать объемы удобрений под осенние полевые работы по ценам межсезонья и заблаговременно включить их в график перевозок по сети РЖД», — подчеркнул Андрей Вовк.
В целом, явно намечающийся рост стоимости сева при отсутствии возможности существенно снизить издержки, приведет к тому, что будут высаживать то, на что им хватит имеющихся оборотных средств. Давать более конкретные прогнозы по предстоящему озимому севу пока рано, однако можно точно сказать, что главной задачей остается поддержать уровень посевных площадей прошлого года в этом года. И в этом несомненна роль государственной поддержки АПК.
Приказом Минсельхоза России от 11.06.2024 № 315 «О внесении изменений в приложения №1 и 2 к Порядку определения направлений целевого использования льготных кредитов, утвержденному приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 12.02.2024 №61» скорректированы направления расходования льготных кредитов, предоставляемых сельхозтоваропроизводителям.
Изменения внесены в приложения, которыми установлены направления целевого использования льготных кредитов, по которым размер субсидии, предоставляемой уполномоченным банкам, составляет: 70% ключевой ставки Банка России, действующей на каждую дату начисления процентов по кредиту; 50% ключевой ставки Банка России. Напомним, что с в течении первой половины 2024 года ключевая ставка ЦБ России была 16 % годовых, а с 29.07.2024 — стала 18% годовых. Сохранятся тенденции и предпосылки для ее роста.
На официальном сайте Комитета по аграрным вопросам Государственной думы 12.08.2024 была размещена информация Минсельхоза России о принятых мерах поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей, продукция которых пострадала в результате заморозков в мае 2024 года, а также предлагаемым мерам, которые позволят ускорить достижения порогового значения показателей в отношении фруктов и ягод, предусмотренного Доктриной продовольственной безопасности (основание — письмо Минсельхоза России от 09.08.2024 № УМ -19-15/20373).
В результате наступления заморозков в начале мая текущего года на территории ряда субъектов РФ, входящих в состав Центрального, Приволжского и Южного федеральных округов, сельскохозяйственным товаропроизводителям причинен ущерб в период проведения посевной кампании.
В соответствии с протоколом заседания Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности от 07.06.2024 №6 принято решение об отнесении чрезвычайной ситуации, сложившейся на территориях Луганской Народной Республики, Воронежской, Тамбовской, Липецкой, Курской, Белгородской, Волгоградской, Ростовской, Саратовской и Пензенской областей (далее — субъекты РФ), к чрезвычайной ситуации федерального характера.
В настоящее время источником компенсации потерь сельскохозяйственных товаропроизводителей, пострадавших от чрезвычайных ситуаций природного характера, являются страховые возмещения.
В рамках Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, утвержденной постановлением Правительства РФ от 14.07.2012 №717, предусмотрены мероприятия, направленные в том числе, на обеспечение сельскохозяйственными товаропроизводителями страховой защиты своих имущественных интересов, связанных с производством сельскохозяйственной продукции, посредством софинансирования расходов, связанных с уплатой страховой премии по договорам сельскохозяйственного страхования.
Указанная поддержка позволяет стимулировать сельскохозяйственных товаропроизводителей к использованию механизма страхования в качестве защиты своих имущественных интересов при утрате сельскохозяйственной продукции. По состоянию на 08.08.2024 выплаты страховых возмещений сельскохозяйственным товаропроизводителям, пострадавшим от весенних заморозков на территориях субъектов РФ, составляют 1,11 млрд руб.
Кроме того, в результате весенних заморозков в период цветения многолетних плодовых и ягодных насаждений причинен значимый ущерб сельскохозяйственным товаропроизводителям, не обеспечившим страховую защиту своих имущественных интересов по причине невступления в вегетационный период плодово-ягодных насаждений (далее — ущерб).
По результатам оценочных работ, проведенных комиссиями по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности субъектов РФ, заявленный ущерб составил 1922,1 млн руб.
Во исполнение поручений Президента РФ от 22.07.2024 №Пр-1379 (часть 1 подпункта «а» пункта 1 перечня) по итогам совещания с членами Правительства РФ 04.06.2024 и Заместителя Председателя Правительства РФ Д.Н. Чернышенко от 02.08.2024 № ДЧ-П44-25081 (пункт 1) Минсельхозом России совместно с Минфином России прорабатывается вопрос о дополнительных мерах поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей, продукция которых пострадала в результате воздействия заморозков в мае 2024 года.
В соответствии с Федеральным законом от 27.11.2023 №540-ФЗ «О федеральном бюджете на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов» бюджетные ассигнования на осуществление компенсации сельскохозяйственным товаропроизводителям ущерба Минсельхозу России не предусмотрены.
На основании изложенного в связи с ограниченностью средств федерального бюджета в целях оказания поддержки и сохранения финансовой стабильности сельскохозяйственных товаропроизводителей, осуществляющих производство фруктов и ягод на территориях субъектов РФ, Минсельхозом России предлагается осуществить компенсацию ущерба за счет средств резервного фонда Правительства РФ в размере 930,9 млн руб. С учетом софинансирования расходных обязательств из бюджетов субъектов РФ предлагаемая поддержка будет оказана в размере не менее 1 105,7 млн руб.
С целью реализации механизма поддержки, предусмотренного постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2019 № 1846 «Об утверждении Положения об использовании бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства РФ», предлагается использовать его средства с учетом экономии средств, предусмотренных в целях проведения государственных закупочных интервенций, для последующего выделения Минсельхозу России бюджетных ассигнований в текущем финансовом году для софинансирования расходов субъектов РФ по компенсации ущерба.
Информация по предлагаемым мерам, которые позволят ускорить достижение порогового значения показателей в отношении фруктов и ягод, предусмотренного Доктриной продовольственной безопасности РФ.
В настоящее время развитие отечественного садоводства является одним из приоритетных направлений АПК в условиях активного процесса импортозамещения.
Значимой мерой поддержки отрасли садоводства является субсидия, предоставляемая на финансовое обеспечение (возмещение) части затрат на поддержку производства продукции плодово-ягодных насаждений, включая посадочный материал, закладку и уход за многолетними насаждениями (кроме виноградников), включая питомники, в рамках Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на поддержку приоритетных направлений агропромышленного комплекса и развитие малых форм хозяйствования (далее субсидия), приведенных в приложении № 8 к Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, утвержденной постановлением Правительства РФ от 14.07.2012 №717 (далее — Государственная программа).
Принимая во внимание прямую зависимость объемов производства плодов и ягод от количества площадей многолетних насаждений, а также увеличение финансирования направления по садоводству в рамках субсидии, Минсельхозом России совместно с органами управления АПК субъектов РФ проведена работа, направленная на увеличение значений целевых показателей по закладке многолетних насаждений на период 2025-2027 годов. Площадь садов и ягодников за период 2025-2027 годов в сравнении с ранее запланированными значениями вырастет на 35,5% (с 19,1 тыс. га до 25,5 тыс. га), а на период 2028-2030 годов планируется заложить еще порядка 19,0 тыс. га новых садов и ягодников.
Товарное плодоношение заложенных насаждений в зависимости от культуры и технологии ее выращивания наступает на третий — пятый год после посадки. С учетом изложенного увеличенные темпы закладки многолетних насаждений в Российской Федерации позволят уже к 2028 году нарастить производство фруктов и ягод сельскохозяйственными товаропроизводителями до 2,2 млн тонн, что на 12,2% выше ранее сформированного Минсельхозом России прогноза (1,96 млн тонн).
Рост отечественного производства фруктов и ягод обеспечит достижение уровня самообеспечения РФ к 2028 году до 51%, а к 2030 году — до 55% при пороговом значении Доктрины продовольственной безопасности РФ — 60%. Ранее планируемые значения будут превышены в среднем почти на 5% начиная с 2028 года.
Работа по ускорению достижения порогового значения в отношении фруктов и ягод будет продолжена.
Кроме того, для целей привлечения инвестиций в отрасль и увеличения мощностей по хранению, хранению и подработки различных видов плодов и ягод в 2024 году продолжается мера поддержки по возмещению прямых понесенных затрат на создание и (или) модернизацию объектов агропромышленного комплекса, в рамках соответствующих правил, приведенных в приложении № 17 к Государственной программе. За счет консолидированных бюджетных источников возможно возмещение до 25 %.
С 01.09.2024 вступают в силу изменения в действующем законодательстве, а именно:
1) Федеральный закон от 08.08.2024 № 320-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "О развитии сельского хозяйства"» включил в круг получателей мер государственной поддержки организации и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих производство из продукции (сырья), не относящейся к сельскохозяйственной, лекарственных средств для ветеринарного применения, кормовых и пищевых добавок, ферментных препаратов
В рамках оказания государственной поддержки обеспечивается в том числе предоставление бюджетных средств и доступность кредитных ресурсов.
2) Федеральный закон от 08.08.2024 № 299-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "О внесении изменений в Федеральный закон "О развитии сельского хозяйства" и Федеральный закон "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О ветеринарии" и статью 2 Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О развитии сельского хозяйства"» закрепил, что Минцифры приступит к созданию информационной системы цифровых сервисов в сфере сельского хозяйства в интересах Минсельхоза.
Необходимые изменения внесены в Федеральный закон от 11.06.2022 года № 169-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "О развитии сельского хозяйства"», которым предусматривается создание указанной информационной системы. Уточнено, что до начала эксплуатации информационной системы цифровых сервисов в сфере сельского хозяйства мероприятия, реализуемые с использованием указанной системы, не осуществляются, за исключением случаев, если в соответствии с законодательством такие мероприятия могут осуществляться без ее использования.
Предлагаемые изменения позволят в ближайшей перспективе реализовать возможность получения юридическими и физическими лицами государственной поддержки в сфере развития сельского хозяйства с использованием информационно-телекоммуникационных технологий.
Закон позволит сократить время, затрачиваемое на документооборот при получении мер государственной поддержки в сфере развития сельского хозяйства, повысит информированность участников процесса предоставления указанной государственной поддержки, а также будет способствовать принятию эффективных управленческих решений органами государственной власти.
Как эффективно реализуются эти планы? Но пока можно процентировать Аркадия Злочевского: «Волатильности по издержкам нет, цены только растут, не возвращаются назад». В этой ситуации аграриям не поможет даже снижение экспортной пошлины на пшеницу, которое наблюдается в последнее время, отметил он, добавив, что пошлина в ближайшее время может вновь повыситься на фоне роста цен.
В этой ситуации Президент РЗС не исключил сокращение государственной поддержки отрасли в текущем году. Он напомнил, что в бюджете этого года предусмотрено 240 млрд рублей от поступления экспортных пошлин, эти средства «должны лечь в фундамент господдержки и сформировать источники для выполнения обязательств, в том числе по выдаче льготных кредитов». «Однако в нынешних условиях собрать такую сумму нереально», — заключил Аркадий Злочевский.
Следует напомнить, что председатель правительства РФ Михаил Мишустин, в мае текущего года на заседании Государственной Думы при представлении его на должность премьер-министра дал обещание довести объемы государственной поддержки АПК в текущем календарном году до 600 млн рублей и продолжать поддерживать все программы развития отрасли.
«Если смотреть комплексно, то с учетом всех средств у нас объем финансирования АПК в 2024 году составит 600 млрд руб. Это серьезный ресурс», — сказал он.
В частности, на комплексную программу развития сельских территорий предусмотрено 68 млрд рублей, на программу мелиорации — 40,7 млрд рублей.
«Это заложенные средства, которые на сегодняшний день уже будут достаточно эффективно использованы», — отметил Михаил Мишустин.
В национальный проект готовятся предложения по технологическому обеспечению продовольственной безопасности страны.
«Там восемь федеральных проектов: и селекция, и генетика, и обеспеченность АПК важнейшими ферментами, кормовыми добавками, ветеринарными препаратами, а также технологическая независимость в сельскохозяйственном машиностроении», — уточнил Мишустин.
В ходе заседания председатель Государственной думы Вячеслав Володин попросил сохранить сельское хозяйство в числе приоритетных направлений деятельности кабинета министров.
«По мнению депутатов, Михаил Владимирович, приоритетное внимание вопросам развития сельского хозяйства дало свои результаты. Для нас сегодня это отрасль, которая не только обеспечивает продовольственную безопасность нашей страны, но и, кроме этого, имея огромный экспортный потенциал, страна получает средств больше, чем от продажи оружия». «Поэтому просьба большая, чтобы вы для себя это направление и дальше оставляли как ключевое, которое очень важным является», — отметил Вячеслав Володин.
Надеемся, что так и будет.
Комментарии читателей (0):