Заместитель министра иностранных дел России Михаил Галузин на встрече с послом Турции в Москве Танжу Бильгичем призвал западные страны не вмешиваться в украинскую политику. Он решительно осудил «варварское террористическое нападение», совершенное Украиной на Курскую область, и подчеркнул, что в «такой обстановке не может быть и речи о переговорах с Киевом по политико-дипломатическому урегулированию». При этом Галузин отметил, что предложения, представленные президентом России Владимиром Путиным 14 июня, дают возможность для реального урегулирования украинского кризиса, но киевский режим отклонил эти предложения. В его заявлении говорится, что «Турецкой Республике был сделан призыв отказаться от участия в такой деструктивной политике стран коллективного Запада».
Вообще такой разговор между дипломатами России и Турции, вынесенный в публичную плоскость, выглядит несколько неожиданным, ведь еще недавно пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков говорил, что Москва приветствует «ответственную суверенную и продуманную позицию Турции по целому комплексу региональных и мировых проблем, с которыми мы сталкиваемся». В чем же дело?
Сначала обозначим важный нюанс, связанный с дипломатическими жестами. Вызов посла в МИД означает приглашение на беседу по какой-то актуальной теме. Часто это бывает связанно с раздражителем в двусторонних отношениях. Но Галузин принял посла Турции Бильгича по его просьбе. Это означает, что сторона, идущая на контакты в таком дипломатическом обрамлении, нуждается в каких-то консультациях или разъяснениях. Но они тоже бывают разными, без публичной подсветки и с нею, что означает придание гласности состоявшемуся разговору по определенным причинам. В нашем случае был использован второй вариант.
Накануне РИА Новости со ссылкой на дипломатический источник в Анкаре опубликовало такое заявление: «Мы знакомы с последними заявлениями сторон (между Москвой и Киевом), они вызывают беспокойство. К сожалению, ситуация вокруг переговорного процесса рискует зайти в тупик. Тезис господина президента (Реджепа Тайипа Эрдогана) о том, что в мирном процессе не будет проигравших, вновь обретает смысл». То есть, этот источник утверждает, что между Россией и Украиной проходили или проходят какие-то переговоры, которые «рискуют зайти в тупик».
БУДЬТЕ В КУРСЕ
Но дело в том, что первыми осуществили вброс такой информации американские издания Washington Post и Politico после заявления некоторых украинских чиновников, что «атака на Курскую область должна укрепить позиции Киева в переговорном процессе», но «выходить на прямой диалог с президентом России Владимиром Путиным на Украине не хотят». Эти издания отмечали, что «на Украине обсуждают модель пакта на основе соглашений июля 2022 года (зерновой коридор), когда соглашение было также достигнуто через посредников, которыми стали ООН и Турция. При этом Politico заявляло, что Зеленский собирается провести второй «мирный саммит в швейцарском формате» и представители Украины хотели бы видеть российскую делегацию на мероприятии. Тоже издания констатировало, что «Турция не скрывает своего желания снова выступить посредником в переговорах России и Украины» и неслучайно такие сообщение попали на страницы турецких СМИ.
Кстати, они по-своему трактовали и предложение главы Белоруссии Александра Лукашенко вернуться к стамбульским соглашениям между Россией и Украины, хотя глава МИД России Сергей Лавров пояснил, что подразумевается не тот же документ, а «заложенные в него принципы, но с учетом текущих реалий». Напомним, что 29 марта 2022 года в Стамбуле прошли очные переговоры между Россией и Украиной, на которых стороны выработали предварительные условия и принципы прекращения огня и последующего мирного урегулирования. Тогда в пакет соглашений входил нейтральный статус Украины: отказ от вступления в НАТО, размещения иностранного контингента на своей территории, разработки ядерного вооружения, проведение военных учений только с согласия стран-гарантов. Взамен Киев рассчитывал на международные гарантии безопасности «по аналогии с пятой статьей НАТО» (за исключением территорий Крыма, ДНР и ЛНР). Планировалось, что гарантами соглашений выступят постоянные члены Совета Безопасности ООН (Франция, Великобритания, США и Китай), а также Германия, Израиль, Италия, Канада, Польша и Турция. Но реализация этого соглашения не состоялось под давлением Англии на Украину. В апреле того же года президент России Владимир Путин заявил, что Киев «отошел» от договоренностей в Стамбуле, а вместо продолжения договорного процесса стороны столкнулись с «провокацией в Буче».
Что касается так называемого «тезиса» Эрдогана, то, по всей вероятности, речь идет его инициативе, высказанной в ходе двусторонних переговоров с Путиным в рамках 24-го саммита Шанхайской организации сотрудничества в Астане. В общих чертах она сводится к двум позициям: сначала достижения договоренностей о прекращении огня, а затем мирное соглашение с гарантией, что Украина не вступит в НАТО. Песков, комментируя инициативу турецкой стороны тогда заявил, что «Эрдоган не будет посредником в переговорах между Москвой и Киевом». Тем не менее потом Лаврову пришлось опровергать слух и о тайных контактах России и Украины при посредничестве Катара и Турции. По его мнению, «соответствующие сведения появляются, чтобы развивать тему неприемлемой для России конференции по Украине в Швейцарии, где было принято решение о формировании рабочей группы по энергетике, продовольственной безопасности и по гуманитарным вопросам». Лавров, сославшись на Путина, назвал «невозможными любые переговоры после захода вооруженных сил Украины на территорию Курской области России».
Тем не менее уже турецкая сторона осуществила свой вброс информации через политического аналитика Энгина Озера. Он заявил, что «мирные переговоры по урегулированию конфликта на территории Украины могут пройти в Азербайджане уже в конце нынешнего года», и что «теперь посредничество Турции в этом вопросе уже не обсуждается». В такой ситуации после проведения информационных комбинаций зондирующего свойства о востребованности или невостребованности Турции со стороны России в качестве посредника в предполагаемом диалоге между Москвой и Киевом посол Анкары Бильгич потребовал консультативной встречи с представителем МИД России и получил от Галузина соответствующие разъяснения. При этом Турцию призвали сохранять на этом направлении прежнюю мирную позицию в ситуации, когда речи о диалоге не может идти с теми, кто наносит удары по мирным жителям.
Комментарии читателей (0):