Представитель президента Азербайджана по особым поручениям Эльчин Амирбеков выступил с примечательным заявлением на онлайн-семинаре в Гудзоновском институте (США). «Мы достигли существенного прогресса в направлении заключения мирного соглашения (с Арменией) Мы никогда не были так близки к этому. Сейчас у обеих стран есть историческая возможность наконец закрыть эту главу вражды, заняться изменением ситуации в регионе Южного Кавказа и сделать его местом добрососедства, стабильности и мира, — говорил Амирбеков. - Азербайджан намерен сделать все возможное, чтобы оправдать ожидания всего международного сообщества, а также раз и навсегда решить вопрос, который лежит в основе этого конфликта, а именно вопрос территориальных претензий Армении к Азербайджану. Поэтому мы надеемся, что оставшиеся трудности будут надлежащим образом решены в короткий период времени, и что мы сможем достичь надежного, прочного и необратимого мира». Речь идет о требованиях Азербайджана к Армении, чтобы она удалила преамбулу из конституции, трактуемой Азербайджаном и Турцией как территориальные претензии. Выходит, что именно «конституционный вопрос» остается главным камнем преткновения на застопорившихся переговорах между Баку и Ереваном с выходом на мирный договор. По Амирбекову, этот вопрос может быть решен в ближайшее время. Но когда?
Сложно понять, на чем именно основан оптимизм представитель президента Азербайджанской Республики по особым поручениям. Изменения действующей конституции Армении невозможно одним решением премьер-министра Николы Пашиняна или парламента. Тем более, что Основной закон вытекает из принципов и целей, закрепленных в Декларации о независимости Армении. Для внесения необходимых изменений в Конституцию Пашинян должен инициировать соответствующий референдум, но в сложившихся условиях это сопряжено с серьезными внутриполитическими потрясениями. К тому же проблема лежит в политико-правовой плоскости и ее решать должны армянские юристы – конституционалисты, чтобы юридически задекларировать отсутствие претензий Армении на Карабахский регион.
БУДЬТЕ В КУРСЕ
Ранее Пашинян заявлял о необходимости принятия нового Основного закона страны. По данным армянских СМИ, он поручил Совету по конституционным реформам «разработать новую конституцию с нуля» к январю 2027 года, хотя есть сведения и о том, что Совет уже вроде бы завершил работу над предложениями по конституционным поправкам. Но принимать их, как считает Пашинян, «должен народ», имея в виду, конечно, референдум. Но если объявить о его проведении завтра, то это будет референдум не по Основному закону, а по прозападной внешней политике Армении. Поэтому снятие преамбулы в Конституции Армении содержит «конфронтационный внутриполитический нарратив».
Это хорошо понимают в Баку. Но судя по его реакции на такой ход событий, складывается ощущение, что у Азербайджана существует возможная модель действий Пашиняна, к реализации которой его толкают. Как считает депутат парламента Азербайджана Расим Мусабеков, «Пашинян может запросить подконтрольный ему Конституционный суд признать преамбулу недействительной, дабы иметь возможность подписать соглашение до разработки нового Основного закона». Любопытно и признание сторонника Пашиняна, представителя «гражданского общества» в Совете по конституционным реформам Даниэля Иоаннисяна о том, что «текущий процесс по завершению подготовки новой конституции к концу 2026 года с выходом на референдум в 2027 году вышел из-под контроля, и нет какие-либо указания на то, когда Совет может начать работу над новой Конституцией».
Если это так, то Пашинян действительно накануне принятия важного решения по внесению поправок в Конституцию, или его подводят к его принятию. Не случайно 20 июня госсекретарь США Энтони Блинкен обсуждал по телефону эту тему с президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым, после чего появилась бакинская версия разговора, в которой отмечалась важность прекращения Арменией территориальных претензий к Азербайджану. Из этого следует, что США не намерены ждать ни референдума в Армении, ни парламентских выборов в 2026 году. Бакинский эксперт Рауф Миркадыров связывает это с опасениями того, что «в любое время в Армении может произойти смена власти и тогда последует обращение в Конституционный суд, который решит, что все документы, подписанные Пашиняном на этом направлении, противоречат конституции».
В этой связи возникает вопрос о характере тренда дальнейшего развития событий. Вряд ли Азербайджан при формирующемся раскладе сил в Закавказье движется в сторону новой вооруженной эскалации с Арменией. Тем более, что у него получается» игра» на западных площадках, где ему удается ввести в повестку проблему изменение конституции Армении и сделать ее своим требованием или условием для подписания мира. Его может по тактическим соображениям устраивать и политика США, направленная на отрыв Армении от традиционно прочных отношений с Россией. Как заявляет помощник госсекретаря по делам Европы и Евразии Джеймс О'Брайен, «США прилагают усилия к тому, чтобы стремление к миру между Арменией и Азербайджаном как можно скорее могло обрести форму договоренностей». По его словам, это продиктовано тем, что «невероятно богатые страны Центральной Азии» должны получить возможность «выхода на мировые рынки через Азербайджан и Армению и снизят зависимость от России и Китая».
Правда, Амирбеков заявил, что «называть возможные сроки подписания мирного договора между Баку и Ереваном «пока нецелесообразно». Теперь остается только дожидаться где и когда Пашинян примет ожидаемое от него в Баку и в Вашингтоне решение.
Комментарии читателей (0):