Минпромторг России предлагает внести изменения в проект о «российской полке», которые затронут «Закон о рекламе». Речь идёт о том, чтобы разрешить чиновникам и депутатам Госдумывыступать лоббистами крупных ритейлеров, у которых доля российской продукции достигла заданного процента от общего числа. Таким образом в министерстве предполагают повысить престиж отечественной продукции. Новость об этом комментирует Telegram-канал «Чёрный лебедь».
В Госдуме уже звучат голоса, что фактическая легализация лоббизма — это здорово. Но, всё же, это не одно и то же. Лоббистскую деятельность, конечно, нужно настраивать в стране, но сейчас вопрос в конкретной теме: якобы «крупняку» в ритейле нужна какая-то особенная административная поддержка.
Думается, что GR-отделы этих компаний и так на связи со всеми соответствующими органами власти. Как-то особенно «докручивать» лоббизм на рынке в их сторону не выглядит рациональным.
Тут приходит на ум пример из жизни. Ещё недавно на рынке такси было несколько агрегаторов, и их число росло, и была реальная конкуренция. Можно было установить три-четыре приложения на телефон и смотреть-сравнивать условия заказа.
Теперь по факту на рынке есть один доминирующий игрок (фактически монополист), которому принадлежит ещё один агрегатор такси. Здорово ли это? Ну, как бы все привыкли, что уже так. Но всё же ситуация, когда есть несколько приложений лучше, чем по факту одно. Даже если изрядное число вызывающих такси использовало не все из них.
Схожее положение дел и в области ритейла. Последние годы были отмечены бодрыми слияниями и поглощениями среди торговых сетей в России. Число владельцев сетей заметно снизилось. Теперь за несколькими брендами, бывает, стоит один владелец.
Пробиться на рынок и достичь больших продаж отечественному производителю становится сложнее. Если раньше в отделах закупок условно десять ритейлеров говорили поставщику «готовьтесь к скидкам», и можно было выбирать, куда зайти, то сейчас пространство выбора сузилось. Более того, есть тенденция, что выбор будет сужаться и далее, тем более, если ещё будут приняты указанные предложения о лоббизме «крупняка».
А ведь, строго говоря, лоббистами являются GR-менеджеры в частном бизнесе, они наняты владельцами компаний для такой задачи. Чиновники же и депутаты, если уж говорить о лоббизме, то должны лоббировать или, иначе говоря, продвигать интересы общества, а не компаний.
У тех, и у других вообще-то и так хватает дел, чтобы ещё заниматься лоббизмом. Не говоря о том, что если это будет лоббизм, то кто будет контролировать, является ли он абсолютно бесплатным и не трансформируется ли такой лоббизм в поддержку законопроектов, в которых будут создаваться преференции для крупного ритейла?
Комментарии читателей (0):