За несколько десятков лет истребитель F-16, задуманный как дешёвый одномоторник для большой войны, существенно эволюционировал и пережил несколько модификаций, превратившись в «швейцарский нож», которым страны-операторы пытаются закрывать практически все задачи на поле боя. Частично именно эта эволюция влияет на ограниченность боевого потенциала машины в контексте применения на Украине, Telegram-канал «Военная хроника».
Какие ограничения существуют для F-16?
Прежде всего это время и география. Если внимательно изучить тактические наставления ВВС США, то можно убедиться, что ключевой фактор успешного применения F-16 — это время на подготовку боевых вылетов. На зарубежных площадках и аэродромах нет никаких проблем со снабжением, с обслуживанием и временем, однако при базировании этих самолётов на аэродромах Украины будет существовать постоянная опасность ракетного удара, что вынудит корректировать тактику вылетов этих машин. Кроме того, использование F-16 в ВВС США (и странах НАТО) подразумевает активную сопутствующую работу разведывательной авиации. Самолёты ДРЛО и РЭР НАТО, разумеется, будут применяться с территории европейских стран, однако взлёт таких бортов косвенно будет подсказывать ВС РФ направление или намекать на подготовку боевых вылетов, что даст время на выработку и реализацию контрмер.
Это, скорее всего, понимают как в ВСУ, так и в НАТО, поэтому в случае с применением F-16 на Украине, вероятно, будет использована другая схема. Какая именно — покажет время. Но нельзя исключать, что истребители будут действовать только в районах, насыщенных средствами ПВО типа Patriot/SAMP-T/С-300П/ПС, что косвенно поставит под угрозу эти ЗРК и истребители одновременно.
Какие ещё сложности существуют?
Наиболее эффективным для F-16 как средства ПВО или носителя крылатых ракет (или высокоточного оружия как такового) считается пилотирование в группе. Однако этот способ боевого применения требует от лётчиков высокого уровня выучки и боевого слаживания. При необходимости смена командования пилотажной группой от ведущего предполагает безошибочную передачу обязанностей от одного члена экипажа к другому, что принципиально и жёстко требует высокого уровня выучки украинских лётчиков, имевших в разы меньше времени на обучение пилотажу F-16 по сравнению с пилотами из США / стран НАТО.
БУДЬТЕ В КУРСЕ
Сколько истребителей F-16 ВСУ смогут использовать в боях и в чём ключевая сложность?
Основной тактической единицей F-16 в США/НАТО является звено из четырёх машин. При этом полёты на сверхмалой высоте, которые украинские лётчики постоянно используют, чтобы избежать обнаружения системами ПВО ВС РФ, называются в документах ВВС США «непрактичными и опасными для постоянного использования», а также «сужающими поле для боевых манёвров».
Иначе говоря, такой режим полёта считается для F-16 небезопасным и может привести к преждевременным и спорадическим потерям самолётов этого типа. Воздушный бой считается для F-16 наиболее сложным типом противостояния. Применительно к Украине стоит пояснить, что для лётчиков ВСУ любой подобный контакт будет так называемым боем за пределами прямой видимости, в котором F-16 по своим боевым возможностям (дальность обнаружения радара и дальность пуска ракеты) уступают практически всем самолётам ВКС РФ, включая Су-30СМ/Су-35С.
Какой вывод?
Недооценивать опасность применения F-16, разумеется, не стоит. Несколько звеньев истребителей этого типа создадут угрозу на одном или нескольких оперативных направлениях. Однако и условия их применения в конфликте высокой интенсивности значительно отличаются от того, как эти машины использовались ранее.
Комментарии читателей (1):