Представители государств Большой восьмёрки не смогли прийти к общему решению относительно целесообразности военного вмешательства в события в Ливии. Как сообщает AFP, об этом журналистам 15 марта заявил министр иностранных дел Франции Ален Жюппе. По его словам, мнения представителей стран G8 разделились. Также Жюппе пока не смог убедить всех дипломатов в необходимости запрета полетов над территорией Ливии, на котором настаивает Франция.
Тем временем, 14 марта Саудовская Аравия ввела войска в митингующий Бахрейн. Таким образом, она откликнулась на просьбу властей Бахрейна защитить правительственные объекты от оппозиционных демонстрантов. Оппозиция в Бахрейне расценила ввод войск стран ССАГПЗ как «иностранное военное вмешательство и оккупацию».
Как заявил корреспонденту ИА REX израильский журналист Даниэль Штайсслингер, при наличии международного договора ввод иностранных войск в Бахрейн совершенно легитимен, как и ввод советской армии в Афганистан по просьбе правительства республики.
«Мы живём в меняющемся глобализированном мире XXI века, где стремительно меняются и международные нормы. Суверенитет государства больше не является священной коровой, как раньше. Интересы транснационального Большого бизнеса куда важней. Да, и в XX веке страны не особо стеснялись для подавления народного протеста в сфере своих интересов — СССР в Венгрии и в Чехословакии, США в Гватемале, Доминиканской республике, Гренаде и других», — считает американский публицист и издатель Михаэль Дорфман.
Политолог, первый вице-президент Центра моделирования стратегического развития Григорий Трофимчук считает, что о соответствии подобных ситуаций «международному праву» было смешно говорить уже во времена распада Югославии: «К этому юридическому формату, а также к ООН, в мире всегда апеллировали те страны, которые считались слабыми. Что касается Саудовской Аравии, то это основной представитель — если ввести некую условную градацию — „третьей“ группы арабских стран, втянутых в беспорядки. Первая группа — Тунис и Египет, которую поджигал не Вашингтон, что бы там не лезло в голову отдельным экспертам. Вторая группа — Ливия, куда Запад уже очень технично встроился. Саудовская Аравия выполняет свою функцию как основная база США в регионе, и „юридическая помощь“ братскому Бахрейну это прекрасно иллюстрирует».
БУДЬТЕ В КУРСЕ
Как это может отразиться это на ситуации с Ливией? По мнению Даниэля Штайсслингера, одно на другое не повлияет никак. «В Ливии продолжается гражданская война, кто победит — надвое сказано. Зато волна революций в арабских странах может, наконец, быть остановлена», — полагает журналист.
Михаэль Дорфман отмечает, что скорее ситуация в Ливии способствует тому, что диктаторские режимы в арабском мире осмелели и стали использовать грубую силу — в Йемене, в Алжире и Марокко: «Понятно, что если повстанцы смогут свергнуть режим Каддафи, то это сломает барьер страха в нефтяных королевствах. Интересно, что интервенция в Бахрейн началась на следующий день после визита в Эр-Рияд американского министра обороны Роберта Гейтса и, вероятно, с его ведома и благословения Белого Дома. Скоро увидим, о чем они там договорились. Известна враждебность саудовского двора к Каддафи. Не исключено, что Каддафи попытаются сбросить с помощью арабской интервенции, как это произошло с его другом, угандийском диктатором Иди Амином в Уганде силами соседней Танзании, или с геноцидальным режимом Красных Кхмеров, с которым покончила вьетнамская интервенция с благословения Китая. Вряд ли Саудовская Аравия способна предоставить для этого сухопутные силы, но их авиация вполне способна с небольшой американской помощью закрыть для авиации Каддафи „воздух“. Сухопутные силы может предоставить соседний Египет. Ведь не зря США в течение 30 лет платило их армии и приручало генералов. Хотя многие эксперты в США призывают Обаму ничего не предпринимать».
По мнению Григория Трофимчука, Ливию также будут пытаться давить силой: «Теперь каждый, кто вылезет в Северной Африке и на Ближнем Востоке со своими несанкционированными претензиями, получит по голове. Штрих с Саудовской Аравией также даёт понять, что Запад настроен на жёсткое пресечение арабского шоу 2011 года. Я еще в феврале говорил, что арабские события будут иметь ту же динамику, как цветные революции на постсоветском пространстве 2003-2005 гг. А теперь посчитайте их арабские аналоги, в которых произошли перемены».
Комментарии читателей (0):