США: холодная война за Тайвань

США ведут холодную войну за Тайвань
9 июля 2024  08:53 Отправить по email
Печать

Вопрос, вынесенный в заголовок, более чем актуальный, учитывая, что курс, взятый США во времена президентства Дональда Трампа на обострение отношений с Пекином, поддерживается всеми ветвями власти в Вашингтоне и сегодня. О том, кто прав и кто виноват, и что делать, рассуждает известный американский экономист, директор Центра устойчивого развития Колумбийского университета Джеффри Сакс в интервью гонконгскому изданию SCMP. В марте он входил в состав делегации американских бизнесменов и учёных, находившихся с неформальным визитом в Китае. По его мнению, китайские лидеры очень реалистично смотрят на внутреннюю и глобальную ситуацию в свете напряженности в отношениях с США.

Как полагает Сакс, напряжённость между США и Китаем вызвана беспокойством «глубинного государства» по поводу того, что мощь и влияние США ослабевает во всем мире и по всем направлениям. Отсюда реакция Белого дома и Конгресса: агрессивная, истеричная и, чаще всего, неразумная, неадекватная реальной ситуации на местах. Поскольку лозунг America First, бренд, подчеркивающий американскую исключительность (и вседозволенность), впервые внедренный в политическую практику президентом Вудро Вильсоном в ходе выборов 1916 года, а позднее лозунг, подхваченный президентом Дональдом Трампом и обнародованный в швейцарском Давосе в 2018 году «Америка превыше всего», никто не отменял.

История «сдерживания» Китая берет начало в далеком уже 2015 году, когда США пытались добиться для себя торговых преимуществ в АТР, проталкивая Транстихоокеанское партнерство без Китая. Мало того, уже в те годы просматривались контуры и закладывались основы сегодняшней политики «сдерживания» в отношении Пекина: ограничения на экспорт высокотехнологичной продукции, такой как передовые полупроводники (сегодня сюда добавился ИИ), установление протекционистских барьеров для экспорта Китая в США и Европу путем повышения пошлин. И, конечно, же курс на создание азиатского НАТО, предусматривая ускоренную милитаризацию стран-союзниц США – Японии, Южной Кореи, Филиппин, Австралии, объединяя их под вывеской AUKUS. Цель же торговой войны с Китаем была проста и очевидна: противодействие инициативе «Один пояс, один путь», вытеснение Пекина с региональных рынков, подрывая его экспортные возможности и инвестиции в Европу, Африку и в страны Ближнего Востока, прежде всего в Саудовскую Аравию и ОАЭ.

БУДЬТЕ В КУРСЕ

Джеффри Сакс считает, — и на это нечего возразить, — что каждая из подпорок этой политики в итоге оказалась ненадежной, а курс в целом провальным. Сдерживание Китая вылилось в «девятый вал» напряженности в регионе, оказало негативное влияние на экономику США, подорвало глобальную политическую стабильность, приблизило мир к военному столкновению двух сверхдержав.

Что было неправильно понято и истолковано, и в конечном счете недооценено политической элитой США? Способность Китая самостоятельно выйти на передовые рубежи новейших технологий, которые определят статус страны на ближайшие десятилетия: зеленая энергетика, модульные ядерные реакторы, передача электроэнергии на большие расстояния, интернет-технологии 5G, литиевые аккумуляторы, электромобили и другие сферы науки и техники.

Безусловно, инициатива «Один пояс, один путь» и связанная с ней политика будут играть все большую роль по мере того, как мир будет инвестировать в новые энергетические и цифровые системы. Торговые и финансовые отношения Китая с развивающимися странами Африки и Латинской Америки будут развиваться, поскольку Пекин зарекомендовал себя надежным партнером, экспрессом, который неудержимо мчится вперед. К тому же доля США в мировом промышленном производстве сегодня меньше, чем у Китая: соответственно 14,8% и 18,5%. Нелепо думать, что этот процесс можно остановить, учитывая, что совокупный ВВП стран-членов БРИКС уже значительно опережает потенциал G7 (35,2 процента против 29,3 процента). Не потому ли в эту организацию выстраивается очередь на прием? С другой стороны, нужно ли человечеству соревнование между БРИКС и G7 на грани фола, военного столкновения? Нет, разумеется, поскольку эпоха гегемонии одной страны ушла в прошлое, а технологические и военные ресурсы как отдельных стран, так и блоков будут стремиться не к концентрации в одних руках, а к рассредоточению, а термин гарантированного взаимного уничтожения в многополярном мире останется сдерживающим фактором.

На вопрос, как результаты ноябрьских выборов в США повлияют на американо-китайские отношения, Джеффри Сакс отвечает: они останутся сложными в любом случае, кто бы ни победил. Иллюзия «превосходства» США глубоко засела в головах чиновников Белого дома, что подталкивает американских ястребов решать спорные дипломатические проблемы или реализовывать наработки теневых мозговых центров демонстрацией военной мощи где бы то ни было. Почему не на Ближнем Востоке, в Украине или Тайване?

Когда мы говорим о «глубинном государстве» в США, мы подразумеваем под этим распространенным в СМИ понятием совокупность институтов безопасности, включая администрацию Белого дома, Совет национальной безопасности, Пентагон, разведывательное сообщество США, профильные комитеты Конгресса, а также основные центры ВПК, поставщиков вооружений (Lockheed Martin, RTX, Boeing, General Dynamics и Northrop Grumman и т. д.). Именно они являются движущей силой, мотором американской экспансии в мире, агрессивных войн, тайных операций по смене режимов в неугодных странах, внешнеполитических авантюр. Это колоссальный, не имеющий себе равных бизнес на крови. С 1942 года, с момента создания Управления Стратегических Служб, Office of Strategic Services (далее ЦРУ) «глубинное государство» участвовало в более чем 90 войнах и масштабных акциях секретного характера. Сегодня «глубинное государство» управляет обширной сетью из 750 зарубежных военных баз в 80 странах мира. Не нужно быть семи пядей во лбу относительного того, чему и кому они служат.

Внешняя политика США основана на военных альянсах, экономическом давлении и тайных операциях по дестабилизации внутреннего положения стран «оси зла» и не только. Само собой, сказанное имеет непосредственное отношение и к Китаю: сдерживание и ослабление КПК, как на Западе любят подчеркивать, китайских коммунистов. В этой связи можно сказать, что открытые (то есть, ничем не прикрытые) действия США по поддержке властей самоуправляемой территории Тайваня, вооружение Тайбея современным оружием вопреки букве и духу коммюнике США и КНР от 17 августа 1982 года, являются наиболее опасными факторами, дестабилизирующими ситуацию в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Стоит, видимо, напомнить ключевые пункты этого коммюнике: «Правительство Соединенных Штатов заявляет, что оно не стремится проводить долгосрочную политику продажи оружия Тайваню, что его продажи оружия Тайваню не превысят, ни в качественном, ни в количественном выражении, уровень того, что поставлялось в последние годы с момента установления дипломатических отношений между Соединенными Штатами и Китаем, и что оно намерено постепенно сократить продажу оружия Тайваню, что приведет в течение определенного периода времени к окончательному решению».

Сказано 42 года назад. Свежо предание, а верится с трудом.

Американские СМИ в последнее время захлестнул поток разговоров и комментариев о неминуемой войне с Китаем. Уровень глупости в американском дискурсе высок как никогда. Кстати, это верно также для так называемых аналитических центров, где разговоры о войне стали нормой. «Это ужасающе безответственно, невежественно и опасно, — говорит Джеффри Сакс. - Такая война будет разрушительной для обеих сторон, и ее следует избежать любой ценой. Даже обсуждение такой гипотетической возможности выдает недостаток благоразумия и рассудительности у правящих кругов США. Мы должны прекратить вмешиваться в тайваньский вопрос. Без вмешательства США обе стороны решат этот вопрос мирно. При вмешательстве США опасность военного конфликта намного выше».

И Трамп, и Байден соревнуются, чтобы показать, насколько они «круты» по отношению к Пекину. При этом не только простые, так сказать, американцы, но огромная большинство Конгресса мало что знает о Китае, его истории, экономике и политике. Подвергая Китай остракизму, распространяя свое вульгарное представление о международном праве, инициаторы антикитайской кампании роют себе (и остальному миру) яму. Вряд ли, конечно, рассуждения доктора философии Гарварда утихомирят ястребов в Вашингтоне, на это нельзя рассчитывать. Но они именно на такой опасный сценарий и рассчитывают. Они не учатся на ошибках прошлого: Вьетнам, Камбоджа, Лаос, Афганистан, Ирак, Сирия, Ливия, теперь Украина. США подтолкнули Украину и НАТО к войне с Россией, таскать каштаны из огня, думая, что это сойдет им с рук.

Нет, господа хорошие, вы опять прогадаете. Бумеранг, как известно, обязательно возвращается.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram или в Дзен.
Будьте всегда в курсе главных событий дня.

Комментарии читателей (0):

К этому материалу нет комментариев. Оставьте комментарий первым!
Чувствуете ли Вы усталость от СВО?
Харрис или Трамп: если бы Вы приняли участие в выборах президента США, за кого бы Вы проголосовали?
66.3% За Владимира Путина
Подписывайтесь на ИА REX
Войти в учетную запись
Войти через соцсеть