Масштабный соцопрос на тему конфликта на Украине, проведённый Европейским советом по международным отношениям (ECFR), несмотря на спорность во многих моментах, обозначает ряд критических противоречий между Киевом и Брюсселем.
Киев мечтает об оружии, чтобы победить Россию. И большинство европейцев готовы дать это оружие — но лишь ради лучшей позиции Украины на переговорах по прекращению конфликта. Киев полагает, что членство в ЕС и НАТО должно стать его призом за "победу над Россией". Жители ЕС считают, что членство должно быть частью урегулирования.
Конечный итог вроде бы одинаков: все согласны, что Украине нужно оружие. Но причины этого стремления идеологически сильно разнятся в Киеве и в ЕС, и это со временем способно дать политические эффекты.
Отношение украинцев к конфликту — исключительно узкое. Меньше всего (19%) среди них верящих в то, что НАТО может вступить в войну с Россией — по сравнению с 44% в Нидерландах, 37% в Португалии и 34% в Швейцарии. То есть, по мнению среднестатистического украинца, весь конфликт сводится сугубо к Украине. Впрочем, это сочетается с уверенностью половины (!) украинцев в том, что судьба конфликта будет решена без участия Украины, по линии Россия—США.
При этом среди украинцев сохраняется уверенность в своей победе, и на компромиссы они идти не готовы. Иными словам, что для нас особенно важно, озвученные Россией требования пока не восприняты большинством населения Украины.
Так, только двое из десяти украинцев готовы вступить в НАТО ценой утраты части территорий. 45% украинцев предпочли бы, чтобы Украина потеряла Донбасс, Крым и Новороссию, зато вступила оставшейся частью ещё и в Евросоюз. 26% хотят вернуть территории, даже ценой демилитаризации и от отказа от ЕС и НАТО. То есть украинцев, готовых пойти на условия "минус Крым, Донбасс и Новороссия, плюс демилитаризация и денацификация Украины и никакого НАТО", в лучшем случае наберётся 10-12%.
Тем временем в 11 из 15 опрошенных стран Европы урегулирование конфликта на Украине по-прежнему рассматривается как наиболее вероятный исход. "Европейская общественность выражает интеллектуальный пессимизм, в то время как украинцы олицетворяют оптимизм политического намерения", — описывает эту разницу ECFR.
БУДЬТЕ В КУРСЕ
То есть умом в Европе понимают, что Киев не победит, но на Украине есть стойкая иллюзия, что её победа возможна. Принцип "слабоумие и отвага" пока что эффективен, хотя, как известно, логика намерений всегда слабее логики обстоятельств.
Стоит ли удивляться, что европейцы настроены решительно против отправки своих войск на Украину для участия в боевых действиях? Это верно даже для тех стран, которые настроены наиболее проукраински. Правда, есть большая группа лоббистов "опосредованного" участия — например, отправки войск для патрулирования украинско-белорусской границы.
Кроме того, большинство жителей Старого Света не готовы тратить больше на оборону. Это мнение отличается от консенсуса европейских лидеров, которые готовятся сделать расширение оборонного сотрудничества и расходов ключевым элементом повестки Еврокомиссии.
Наконец, многие европейцы не согласны с тем, что война на Украине напрямую затрагивает Европу. В каждой опрошенной стране преобладает точка зрения, что Европа не находится в состоянии войны с Россией. Там же, где общественность больше всего стремится к прекращению войны (Греция, Италия, Испания и Болгария), больше людей думают, что с Россией воюют США или НАТО — но никак не Европа.
Таким образом, на Украине пока не наблюдается критической массы здравомыслящих умов, способных просчитать ситуацию хотя бы на пару шагов вперёд. Там всё ещё господствует уверенность в победе ВСУ — и она подпитывается западными деньгами и оружием. Плавное же смещение линии фронта на Запад почти не ощущается — и на убеждённость украинцев не влияет.
Сложно сказать, как на это можно повлиять без звучных побед ВС РФ оперативного значения.
Елена Панина
Комментарии читателей (0):