В «холодной войне», которая разразилась между Ватиканом и Израилем после начала в октябре 2023 года конфликта в секторе Газа, разразилось новое обострение. Поводом для него послужило опубликованное в начале июля заявление Комиссии справедливости и мира при Ассамблее католических ординариев Святой земли (JPCHL), которая представляет в Израиле, Палестине, Иордании и на Кипре интересы как католической латинской общины, так и Мелькитской греко-католической церкви, Маронитской католической церкви, Армянской католической церкви, Сирийской католической церкви и Халдейской католической церкви.
В заявлении JPCHL говорится, что «как католики Святой земли, разделяющие видение папы Римского Франциска о мире во всём мире, мы возмущены тем, что различные политические деятели в Израиле и за рубежом мобилизуют теорию «справедливой войны», чтобы закрепить и узаконить продолжающуюся войну в секторе Газа». Отмечается, что в ситуации новой вспышке насилия на Святой земле невозможно судить о присутствии каких-либо «серьезных перспектив успеха» на мир из-за отсутствия у Израиля объективности. «Справедливые войны», как это представляется в католическом учении, должны чётко разграничивать гражданское население и участников боевых действий, что в нынешнем конфликте было проигнорировано как израильтянами, так и движением ХАМАС. «Справедливые войны» также должны руководствоваться пропорциональным применением силы, чего нельзя сказать о столкновениях, в которых число погибших палестинцев значительно превышает число погибших израильтян, а явное большинство жертв среди палестинцев – женщины и дети.
Есть и те, кто «притворяются», будто бы война соответствует правилам «пропорциональности», утверждая, что боевые действия «до самого горького конца», могут спасти жизни израильтян в будущем, пытаясь этим «уравновесить» тысячи палестинских жизней, которые гибнут в настоящем. Тем самым «они отдают предпочтение безопасности гипотетических людей в будущем перед жизнями живых и дышащих людей, которых сегодня убивают каждый день», отчего «манипуляции с языком теории «справедливой войны» – это не только слова, они приводят к ощутимым, фатальным результатам». Комиссии справедливости и мира, напоминая, что католики на Святой земле – это небольшая община с точки зрения численности, заявляет, что они всё же являются «неотъемлемой частью идентичности» этого пространства. Поэтому католики не хотят, чтобы они сами и их богословская традиция использовались бы для оправдания продолжающегося насилия.
БУДЬТЕ В КУРСЕ
В принципе, Израиль мог бы проигнорировать выступление JPCHL, придав ему значение богословской дискуссии действительно небольшой региональной католической общины о терминах. Однако Ватикан поднял вопрос на международный уровень, когда государственный секретарь Святого престола кардинал Пьетро Паролин в Риме в кулуарах церемонии вручения Литературной премии послов прокомментировал дебаты о «справедливой войне». Высокопоставленный прелат подчеркнул, что это определение нуждается в пересмотре. Говоря о заявлении Комиссии справедливости и мира, он отметил, что «сегодня широко обсуждается концепция «справедливой войны» как войны оборонительной», однако «с имеющимся сегодня оружием эта концепция стала очень сложной, я считаю, что окончательного мнения по поводу неё не существует». Тем самым Ватикан дал понять Израилю, что дискуссия о терминах может стать новым фактором международного давления на него в ситуации, когда израильское правительство на Западе и так подвергается давлению.
В полемику вступило посольство Израиля при Святом престоле. В распространённом им релизе сообщается, что смысл, в котором JPCHL использует понятие «справедливая война», не соответствует международному праву, которому стремиться следовать Израиль. Помимо того, посольство настаивает на том, что называть «конфликт» войной в секторе Газа будет неточностью, поскольку Израиль также подвергается атакам со стороны Ливана, Сирии, Йемена и Ирана. Поэтому «определение «война против существования Израиля» будет гораздо более реалистичным описание событий последних девяти месяцев». Но для Ватикана такая «война против существования Израиля» является и «войной против существования Ливана», по сути, единственной страной на Ближнем Востоке, где христиане на высоком уровне вписаны в государственную систему управления. В конце июня кардинал Паролин побывал с визитом в Ливане, переживающем системный кризис, что говорит об очень пристальном внимании Ватикана к этой стране и её положению.
Если Израиль всё-таки решится на военную операцию на ливанской территории, на что периодически намекают отдельные представители израильского правительства, для Ватикана это станет показателем намерения еврейского государства изменить геополитическую ситуацию в регионе, одним из эффектов чего станет дальнейшее ухудшение христианского присутствия на Святой земле и новый религиозный кризис. Попытки посольства Израиля в этом контексте расширить конфликт в секторе Газа за счёт упоминания внешних акторов вызывает ответ Ватикана. По словам префекта Дикастерии по делам Восточных церквей кардинала Клаудио Гуджеротти, ближневосточный конфликт – это «войны», которые «являются плодом решений, принятых за пределами самих стран, выбора держав, которые хотят осуществлять своё влияние для раздела мира». Явно, что кардинал имеет в виду при этом не столько Ливан, Сирию, Йемен и Иран, сколько ведущие западные силы, что предполагает призыв к последним оказать давление на израильские власти.
Поэтому дискуссии о «справедливой войне» – это не просто полемика о терминах времен Августина Блаженного и Фомы Аквинского. Это ещё и попытки Святого престола не допустить нового геополитического передела Ближнего Востока, который приведёт к очередному бегству христиан из региона, после чего их историческое присутствие станет уделом лишь школьных учебников.
Комментарии читателей (0):