В Иране состоялись внеочередные президентские выборы, перенесенные на год вперед после гибели в результате крушения вертолета 19 мая президента Ибрахима Раиси. На них баллотировались кандидат от реформистов Масуд Пезешкиан, кандидаты от консерваторов спикер меджлиса Мохаммед Бакир Калибаф, бывший генеральный секретарь Высшего совета национальной безопасности Саид Джалили и бывший министр внутренних дел Мустафа Пурмухаммеди. Консервативные кандидаты, мэр Тегерана Али Реза Закани и Эмир Хусейн Кадизаде Хашими по тактическим соображениям снялись за несколько часов до выборов свои кандидатуры, «чтобы обеспечить единство консервативного крыла». В итоге реформист Пезешкиян и консерватор Саид Джалили, не набрав более 50 процентов, прошли во второй тур, который состоится 5 июля. В общей сложности на избирательных участках, установленных в 59 тысячах центров для примерно 62 миллионов избирателей по всей стране, было выдано 24 миллиона 535 тысяч 185 бюллетеней. Явка составила около 40 процентов. Для сравнения: на президентских выборах, состоявшиеся в стране 18 Июнь 2021 года, явка была на уровне 48,8 процента.
Кто такой Масуд Пезешкиан? Он родился в Махабаде 29 сентября 1954 года в семье отца-турка-иранца и матери-иранки-курдки. Бакинские СМИ считают его иранским азербайджанцем. На открытом заседании парламента 26 февраль 2016 года он заявил, что «Бог создал его турком и что никто не имеет права высмеивать язык и культуру турок». Во время ирано-иракской войны (1980-1988) Пезешкиан часто бывал на передовой, где отвечал за отправку медицинских бригад и работал комбатантом и врачом. Пезешкиан закончил курс общей практики в 1985 году и начал преподавать физиологию в медицинской школе. После войны он продолжил свое образование, пройдя ординатуру по общей хирургии в Тебризском университете медицинских наук. В 1993 году получил специальность кардиохирурга в Иранском университете медицинских наук. Позже стал кардиохирургом, а в 1994 году стал ректором Тебризского университета медицинских наук и занимал эту должность в течение пяти лет. Четыре года спустя был назначен министром здравоохранения и занимал эту должность с 2001 по 2005 год. С тех пор он пять раз избирался в иранский парламент, представляя Тебриз, и занимал пост первого заместителя спикера парламента с 2016 по 2020 год.
БУДЬТЕ В КУРСЕ
Саид Джалили родился 6 сентября 1965 года в Мешхеде. Имеет докторскую степень на факультете политических наук Университета Имама Садика в Тегеране, является преподавателем того же университета, неоднократно участвовал в ирано-иракской войне в качестве члена добровольческой организации ополчения (Besic), входящей в состав Революционной гвардии Ирана. Был ранен в правую ногу во время операции «Кербела-5», проведенной Ираном против иракских войск, и ему пришлось ампутировать правую ногу. Занимал различные должности в Министерстве иностранных дел Ирана, в том числе в департаменте Европы и Америки. Считается, что его поддерживает религиозный лидер Ирана Али Хаменеи.
Битва на выборах между тюрком (азербайджанцем) и персом - одна особенность нынешней иранской ситуации, которая при определенных условиях может оказать заметное влияние на ход событий не только в Иране, но и на всем Ближнем Востоке. Вторая важная особенность: Пезешкиан выступает в поддержку модернизации и реформ. Он неоднократно призывал власти страны вернуться к переговорам с Западом для восстановления ядерной сделки, отказаться от жесткой риторики, наладить отношения с Евросоюзом для того, чтобы Брюссель разморозил иранские активы и большую часть санкций. Пезешкиан — сторонник нейтральной внешней политики, выступает за партнерские отношения с Россией и Китаем, в то же время считает необходимым иметь конструктивные отношения с Западом, полагая, что такая внешнеполитическая комбинация вполне возможна и даст стране гораздо больше, чем может казаться.
Утверждают, что и Джалили имеет тюркские корни по материнской линии, но национальный фактор в своих выступлениях он не использует, делая акцент на религиозной общности народов, проживающих в Иране. Его тезисы, касающиеся внешней политики, несколько расплывчаты. Он выступает за укрепление отношений со всеми странами, с которыми у Ирана «есть точки соприкосновения в различных областях», и «цель состоит в том, чтобы максимально использовать потенциал этих стран в интересах Ирана». Но надо специально отметить, что роль президента в Иране не является основополагающей, все вопросы, связанные с внешней политикой, а также с безопасностью, курирует лично верховный лидер Исламской Республики аятолла Хаменеи. Но по всем признакам, независимо от того, кто в итоге будет избран президентом Ирана, его контакты с Россией будут активно развиваться в геополитической гармонии, но с некоторыми пока еще малозаметными нюансами.
В то же время предвыборная ситуация в Иране остается сложной, и многое будет зависеть от эффективного использования кандидатами политических технологий по передаче голосов бывших кандидатов. В Иране такие многоходовые схемы практикуется с 2009 года. Сработают ли они на сей раз?
Комментарии читателей (0):