Посол Пакистана в России Мухаммад Халид Джамали на прошедшем в Ханты-Мансийске международном IT-форуме заявил,что Исламабад готов присоединиться к международному транспортному коридору (МТК) «Север-Юг», и что он «начал соответствующую процедуру». Помимо этого он также сообщил о намерении Пакистана возродить маршрут Великого шёлкового пути. Это решение примечательно следующими обстоятельствами.
Напомним, что МТК «Север-Юг» является основным маршрутом для перевозки грузов из Индии, Юго-Восточной Азии, Африки и стран Ближнего Востока в Европу и обратно. Пакистан не спешил присоединяться к этому проекту, учитывая свои сложные отношения с Индией. Поэтому коридор «Север – Юг», предусматривающий морское или паромно-морское сообщение между южно-иранскими портами и западно-индийским портом Мумбаи, проходил в обход его железнодорожно-портовой сети. Это при том, что железнодорожные сети Пакистана и Ирана давно соединены друг с другом: это линия Захедан (Иран) – Нок-Кунди (Пакистан) примерно в 200 км.
В свою очередь, между Пакистаном и Индией действуют четыре железнодорожных погранперехода. Во-вторых, против этого проекта резко выступали США, грозившие всем его участникам санкциями, так как, как писала The New York Times, «Россия получает свободный выход в Индию, обеспечивает доступ к Саудовской Аравии, Объединённым Арабским Эмиратам, Пакистану в ситуации, когда введены ограничения на её доступ к европейским рынкам».
Наконец, Пакистан готов присоединиться и к китайскому проекту «Один пояс – один путь», который в западных СМИ подаётся как конкурирующий проекту «Север – Юг» и против которого также выступают США. Это значит, что Пакистан, балансиру между Индией, Китаем и Ираном, стал практически реализовывать многовекторность в своей внешней политике, дистанцироваться от интересов внешних по отношению к региону сил (США, Британия, Кластер транснациональных корпораций, Япония и др.), решил использовать ситуацию для самостоятельной игры, насыщенной выгодным для национальных интересов геоэкономическим содержанием через подключение к ключевым трансконтинентальным магистралям. И, судя по всем признакам, такой тренд на ближайшую перспективу не просто сохранится, но и усиливается.
БУДЬТЕ В КУРСЕ
- 16.06.24 Политолог Марков: Глобальный Юг раскололся на три группы после саммита в Швейцарии
- 30.05.24 Россия и Китай совместно строят сообщество единой судьбы
- 27.05.24 Ближний Восток - Закавказье: транспортные коридоры и острая геополитика
- 21.10.23 Итоги Форума «Пояса и пути» через призму интересов «глобального Севера»
Поэтому в скором времени в повестку дня будет включатся и вопрос о совместном обеспечении безопасности МТК «Север – Юг». Тому будет способствовать не только участие России, Ирана, Индии и Пакистана в ШОС, но и в активизации созданной в 1995 Южноазиатской ассоциации регионального сотрудничества (наряду с Афганистаном, Непалом, Бангладеш, Шри-Ланкой и Мальдивами), в рамках которой Дели и Исламабад участвуют в реализации отраслевых и межотраслевых региональных проектов, включая транспортные. Потенциально речь идёт о формировании, евразийского центра силы с широким географическим охватом.
Дело в том, что коридор «Север – Юг» — это не единая транспортная артерия. На иранской земле он разветвляется на три рукава. Западный вариант предполагает, что грузы идут по железной дороге в Азербайджан, затем в Дагестан и далее в европейскую часть России. Центральный вариант предусматривает маршрут через Каспийское море до Астрахани. И, наконец, восточный маршрут предусматривает протягивание линии в Среднюю Азию — либо через Афганистан, либо через Туркмению. Иран же превращается в крупнейший транзитный хаб, на террритории которого будут пересекаться маршруты МТК «Один пояс – один путь» и «Север – Юг», а это уже не только экономика, но и геополитика.
Всё развивается быстро. В Иране дан старт эксплуатации железнодорожного участка Решт-Каспиан в провинции Гилян на южном побережье Каспийского моря, который является частью МТК «Север – Юг», представляя собой связующее звено между Каспийским морем и Персидским и Оманским заливами.
В то же время нужно быть готовыми и к контрдействиям США, которые будут продолжать оказывать разное давление на участников проекта, в том числе и на Пакистан, не только напрямую, но и через третьи страны, что вписываются в логику антироссийской борьбы Запада. Но он проигрывает в гонке транспортных коридоров, даже создавая геополитические кризисы в Европе и на Ближнем Востоке. Решение Пакистана о присоединении к МТК «Север – Юг» является ещё одним тому доказательством.
Станислав Тарасов
Комментарии читателей (0):