В Нижнем Новгороде завершился саммит глав МИД стран БРИКС, первый после двукратного расширения объединения, которое состоялось с 1 января 2024 года. Эта встреча рассматривается главным подготовительным мероприятием к саммиту глав государств БРИКС, который пройдет 22-24 октября в Казани, в рамках российского председательства в этой организации. Пройдут и другие министерские встречи, но они будут носить в основном отраслевой характер.
Подводя итоги встречи, глава МИД России Сергей Лавров отметил, что саммит был поделен надвое. В первый день прошла пленарная сессия десятки стран-участниц, во второй день дискуссии продолжились в расширенном составе, с участием гостей – стран, которые интересуются вступлением в БРИКС. Отдельно следует сказать о Турции; глава МИД Хакан Фидан, высказавшийся за присоединение к БРИКС, посетил Нижний Новгород и участвовал во встрече. Но перед этим он побывал в Москве, где был принят президентом России Владимиром Путиным. Даже тот отрывок разговора, который был показан в доступном эфире, однозначно указывает на прямую связь турецкой инициативы по БРИКС с мирным урегулированием украинского кризиса. Недаром турецкий лидер Реджеп Тайип Эрдоган сетовал на мешающие урегулированию милитаристские круги, и нынешние действия Анкары однозначно на этих милитаристов указали: это – Запад. Если же учесть, что всего неделю назад Фидан посещал Пекин, то тем более. Просматривается определенная поэтапность шагов. 23 мая глава МИД Китая Ван И и советник бразильского президента Селсу Аморим выдвинули обновленную, уже совместную инициативу по Украине. 4 июня к Ван И прилетел Фидан, обнародовав информацию о Турции в БРИКС. А 10-11 июня все стороны встретились в Нижнем с участием Лаврова. Явно выстраивается «матчасть» китайско-бразильской инициативы, которая представляет собой несколько сокращенные по объему и расширенные по масштабам представительства «Двенадцать пунктов» КНР от 24 февраля 2023 года. Сыграв свою роль проекта урегулирования, альтернативного англо-американской «формуле Зеленского», китайский текст послужил основой консолидации глобального Юга, что по сути сорвало планы одностороннего обвинения России на швейцарской конференции, которая, теперь уже понятно, провалилась, не начавшись. Словом, Турции в 2022 году помешали выполнить миротворческую миссию – приехал Борис Джонсон, сегодня уже позабытый, и все испортил. В одиночку не получилось. Сегодня же Анкара берет реванш во взаимодействии с Пекином и Бразилиа. И полностью отдает себе отчет в том, где друзья, а где, мягко говоря, недоброжелатели. Пусть за это фиаско Запад теперь винит себя.
БУДЬТЕ В КУРСЕ
Разговор об украинской теме на БРИКС будет неполным без упоминания заявления Ван И, поднявшего на уши украинские паблики. Что новая конференция, взамен Бюргенштока, которую инициировали Китай с Бразилией при полном понимании Москвы, будет «настоящей». Разумеется, «небратьям» и их пастухам слушать это неприятно, но им придется признать, что позиция, занятая Турцией – это лакмусовая бумажка, в определенном смысле критерий того, что «настоящее», а что нет. Если же говорить об итоговом документе нижегородского саммита – Совместном заявлении министров, то там прозвучало следующее:
Министры вновь обозначили свои национальные позиции в отношении ситуации на Украине и вокруг нее, озвученные на соответствующих площадках, включая Совет Безопасности ООН и Генеральную Ассамблею ООН. Они с признательностью отметили соответствующие предложения о посредничестве и добрых услугах, направленные на мирное разрешение конфликта через диалог и дипломатию.
Ну, понятно ведь, что этот пункт адресован китайско-бразильской инициативе, поддержанной Турцией, и он, судя по этим строчкам, становится общей позицией БРИКС. Дело за немногим: пробить понимание новых реалий до «настоящего» саммита, который, по ряду экспертных оценок, состоится осенью в Эр-Рияде. Не исключено, что после саммита в Казани, где собравшиеся в эти дни стороны сверят свои часы уже на высшем уровне.
О других важнейших положениях итогового документа, большая часть которого, это следует подчеркнуть, посвящена исторической перспективе. Во-первых, «министры подтвердили приверженность укреплению стратегического партнерства БРИКС по трем магистральным направлениям – политика и безопасность, экономика и финансы, культурные и гуманитарные связи». Нет сомнений, что речь идет о глобальном переформатировании, ибо все три направления напрямую затрагивают тему ускользающего западного лидерства. Во-вторых, министры поддержали всеобъемлющую реформу ООН, включая Совет Безопасности. Напомним: в документах ООН тема была впервые поднята в программном докладе 2004 года. Однако представленный в нем «региональный» принцип реформирования Совбеза подводил к тому, чтобы заложить в реформу механизмы, способные держать новых, а также часть старых его членов «на коротком поводке» и даже под угрозой подвергнуться ротации. В рамках западных подходов Совбезу настойчиво навязывали включение в состав постоянных членов Германии и Японии, держав, проигравших во Второй мировой войне, ответственных за ее развязывание. Тем самым, вместе с соответствующим толкованием «регионального» принципа, старались вымарать учредительство именно победителей, перечеркнуть память о войне и Великой Победе, если говорить о России. В рамках БРИКС найден новый подход, связанный с продвижением в Совбез не марионеток США, а региональных лидеров. Заявляя о поддержке реформы Совбеза, Россия и Китай, как постоянные члены, имеют в виду вступление в первую очередь Индии и Бразилии. Показательно, что во время приведения к присяге в качестве премьер-министра, Нарендра Моди особо подчеркнул своей целью получение его страной статуса постоянного члена Совета Безопасности. Главы МИД БРИКС Индию в этом поддержали.
В-третьих, очень интересный и показательный подход продемонстрирован в итоговом документе в вопросах «устойчивого развития». В документе записано то, что, на наш взгляд, следует отлить в граните:
"Министры отвергли попытки увязать вопросы безопасности с повесткой дня по изменению климата".
Известно, что западной целью продвижения этой концепции служит глобализация гуманитарной проблематики таким образом, чтобы получить инструменты и механизмы внешнего вмешательства во внутренние дела. Это достигается, контролируя промышленные выбросы, обмен технологиями, организацию общественного здравоохранения, даже критерии уровней развития. Адмирал Цебровски из Пентагона прямо ставил глобальный Юг перед выбором: или добровольное принятие ценностей Запада с передачей под его контроль природных ресурсов, или «дамоклов меч» цветных революций. БРИКС своими решениями разворачивает этот механизм в обратную сторону. Примененная нами технология, которую, надо признать, изобрели китайцы, простая: пунктуальное следование всеми своим обязательствам. Записано, еще с 2009 года, что развитые страны обязуются выделять развивающимся 100 млрд долларов в год на борьбу с климатическими изменениями (Зеленый климатический фонд ООН), — извольте выполнять. Не выполняете вы – а Запад до сих пор ни разу не исполнил – какие вопросы к остальным? Соответствующая формулировка из итогового документа, на наш скромный взгляд, «достойна кисти Айвазовского»:
"Министры подчеркнули важность того, что ведущая роль в области справедливых путей перехода и преобразований, направленных на борьбу с климатическими вызовами и способствующих глобальным усилиям по решению проблемы изменения климата, принадлежит самим странам при лидерстве в этой области развитых государств, предоставляющих со своей стороны необходимую поддержку развивающимся странам в соответствии с обязательствами в рамках РКИК (Рамочной конвенции ООН об изменении климата – В.П.) и Парижского соглашения".
А также:
"[Министры] осудили односторонние, запретительные, дискриминационные, протекционистские меры, не соответствующие международному праву, принимаемые под предлогом озабоченностей в сфере окружающей среды, …односторонние и дискриминационные механизмы пограничного корректирующего углеродного регулирования".
Ясно, что это – про несостоявшийся европейский углеродный налог. Еще очень важно, что напрямую связав вопросы климата с состоянием здравоохранения, министры БРИКС ни словом не обмолвились в своем заявлении о так называемом «Пандемическом соглашении», которое так и не было принято на завершившейся в начале июня сессии Всемирной ассамблеи здравоохранения (ВАЗ). Невооруженным глазом видно, что наконец-то, по сути открыто, взят курс на отделение гуманитарной глобальной повестки от большой стратегии Запада по закабалению мира. В результате этого западные концептуальные элиты, протащившие эти положения на волне распада СССР в своих интересах, сегодня с ужасом обнаруживают, что формалистический подход, принятый в БРИКС, оборачивает все эти положения против самого Запада. Потому, что если вынуть из них «поправку» на западные интересы и следовать им буквально, то они – действительно «за все хорошее, против всего плохого». То есть против Запада.
В-четвертых, особого внимания требует задекларированный в заявлении подход БРИКС к вопросам мировой финансовой архитектуры. Обозначаются два, взаимно дополняющих и страхующих друг друга, направления. С одной стороны, ставится задача «укрепить голос и представительство развивающихся стран в международных финансовых институтах», практическим ключом к которому называется:
"…Создание в ходе общего обзора квот новой формулы их расчета, отражающей объем экономик его [МВФ] государств-членов".
Сегодня в корзине валют, формирующих SDR, внутреннюю расчетную единицу МВФ, их пять, и только одна – юань – относится к глобальному Югу; остальные – доллар, евро, иена, фунт. Очевидно, что курс взят на пересмотр такого положения. С другой стороны, явно на случай неудачи, если Запад цепкий контроль над этой системой глобальных институтов не упустит, предусмотрен паллиатив, связанный с укреплением институтов БРИКС. Прежде всего Нового банка развития (НБР), с президентом которого, экс-президентом Бразилии Дилмой Русефф перед саммитом БРИКС в Москве, как и с Фиданом, встречался Путин.
Министры призвали Новый банк развития (НБР) руководствоваться принципом определяющей роли его членов и учета их потребностей… Министры выразили поддержку дальнейшему увеличению числа государств-акционеров НБР и скорейшему рассмотрению заявок от стран-участниц БРИКС, согласно утвержденной политике НБР.
Речь очевидно идет о недопущении ситуаций, подобных сложившейся в марте 2022 года, когда в связи с западными санкциями против Москвы НБР приостановил транзакции в России, стране-учредителе банка.
В-пятых, значительное место в Совместном заявлении отведено вопросам координации БРИКС в рамках «Группы двадцати», где сегодня уже не пять, а шесть членов БРИКС, вместе с Саудовской Аравией. На подходе еще несколько. Причем, влиятельных, если говорить о Турции. И особенно об Индонезии, членство которой открывает ворота в БРИКС странам АСЕАН. С учетом подчеркнутого в итоговом документе стечения обстоятельств, при котором после прошлогоднего саммита в Индии «двадцатка» в этом и будущем годах соберется в странах БРИКС – Бразилии и ЮАР, видимо, имеется в виду использовать эту ситуации для изменения баланса внутри объединения. Ну, а что они нам ответят – увидим и услышим. Как говорится, в добрый путь и до встречи в Казани!
Комментарии читателей (2):
причастными к авантюрам Турции??
Статья набита ничего не значащими рюшечками и пустословием. Задача увеличивать представительство в сопременной западной финансовой системе, это болтовня не нужная и бесполезная. И ни единого слова о формировании собственной финансовой системы, вопроса стратегической важности.
Такое впечатление, что читаешь газету "Правда", где автор дока по большевистсткой пропаганды из болтологии лепит победу.