В Тегеране состоялась вторая четырёхсторонняя встреча Региональной контактной группы по Афганистану с участием представителей Ирана, Пакистана, Индии и России. Первое заседание этой группы прошло зимой прошлого года в Кабуле по инициативе Ирана и с участием представителей 11 стран: Ирана, Китая, России, Пакистана, Турции, Казахстана, Индонезии, Узбекистана, Туркменистана, Индии и Киргизии. Как видим, на сей раз круг участников этого формата оказался суженным. Это – первое.
Второе. В тегеранской встрече принимали участие спецпредставитель премьер-министра Пакистана по делам Афганистана и экс-посол Пакистана в Тегеране Асиф Али Хан Дуррани, спецпредставитель президента Ирана по Афганистану Хасан Каземи Куми, специальный посланник МИД Китая по делам Афганистана Юэ Сяоюн и посол России в Афганистане Дмитрий Жирнов . Ранее сообщалось, что в работе тегеранского форума примет участие спецпредставитель президента России по делам Афганистана Замир Кабулов. Он называл эту встречу предшественником третьей встречи по Афганистану и в рамках «московского формата», которую планируется провести в Дохе в конце июня с участием и генсека ООН, но в Тегеран не полетел.
Помощник министра иностранных дел и генеральный директор по Южной Азии МИД Ирана Сейед Расул Мусави, анонсируя тегеранскую встречу, говорил, что она была запланирована ещё прошлой зимой и «будет посвящена вопросам мира, стабильности и развития Афганистана и региона в свете регионального сотрудничества».
Действительно, контактная группа остаётся пока единственным способом решения афганской проблемы, если не считать Рабочую группу по Афганистану при ОДКБ. Причём важной частью контактной группы является и инициативы по запуску внутриафганского мирного диалога. Вот почему складывалось впечатление, что в Тегеране готовились какие-то важные решения. Во всяком случае не случайно в конце мая, накануне встречи контактной группы, глава МИД России Сергей Лавров неожиданно заявил, что Россия собирается принять решение об исключении движения «Талибан» (организация, запрещённая в России) из списка террористов и что предложение направлено в Кремль.
БУДЬТЕ В КУРСЕ
- 06.09.24 В Афганистане просыпаются джихадисты
- 24.08.24 Талибы* запрещают женщинам петь и читать в общественных местах
- 18.06.24 В третьем раунде переговоров в Дохе примет участие Временное правительство Афганистана
- 05.06.24 Политический маразм в гуманитарных миссиях – товары из России не пускают к голодающим
К тому же появились нюансы знакового свойства. Китай стал первой страной, официально признавшей дипломата новой афганской администрации. Хуа Чуньин, спикер китайского МИДа, комментируя это событие, заявила: «Китай верит в то, что Афганистан не должен быть исключён из международного сообщества».
Казахстан 3 июня, сославшись на практику ООН, вывел движение из списка террористических организаций. Среди других стран стремление налаживать отношения с талибами (организация, запрещённая в России) демонстрировали Узбекистан, куда в дипмиссию Афганистана прибыл официальный представитель «Талибана» (организация, запрещённая в России), и Азербайджан, открывший этой весной посольство в Кабуле. В аналогичном направлении движется и Турция, которая наладила импорт из Афганистана, а также обсуждает возможность инвестиций в экономику этой страны. Поэтому казалось, что и Россия буквально в шаге от такого решения. Ещё до начала обсуждения этих вопросов в публичном поле талибы (организация, запрещённая в России) стали практически завсегдатаями многочисленных международных мероприятий, проводимых на территории России, среди которых ПМЭФ, куда в этом году представители «Талибана» (организация, запрещённая в России) опять приехали, так и казанский экономический форум «Россия — исламский мир».
В то же время президент России Владимир Путин на встрече с главами мировых информационных агентств определил позицию. По его словам, «для нас очень важна стабильность в Афганистане. И мы всегда исходили из того, что надо исходить из реалий: талибы (организация, запрещённая в России) контролируют власть в Афганистане, и, конечно, нужно добиваться того, чтобы все договорённости на уровне Организации Объединённых Наций были исполнены, в том числе, чтобы инклюзивной была власть с участием всех этнических групп Афганистана. Это тонкий, очень важный вопрос». В то же время он подчеркнул, что надо выстраивать отношения с правительством Талибана (организация, запрещённая в России), и что «в целом у нас контакты есть. Я знаю, что и Афганистан это развивает».
Это наводит на мысль, что буквально накануне встречи контактной группы по Афганистану в Тегеране произошла какая-то расстыковка в прежних позициях. Есть версия, согласно которой есть причины, которые вынуждают России вести осторожную политику. Движение «Талибан» (организация, запрещённая в России) по-прежнему является движением пуштунов — самого многочисленного этноса этой страны и не желает делать правительство инклюзивным, не включая в его состав представителей других народов, на чём активно настаивает Иран, опасаясь потенциальной диффузной агрессии радикальных исламских афганских группировок на его территорию. Точно так же ведут себя Индия и Пакистан.
Афганистан - это этническое лоскутное одеяло, в котором традиционно доминируют пуштуны. Они входят в верхушку «Талибана» (организация, запрещённая в России). Однако помимо пуштунов, страну населяют представители других национальностей - таджики, узбеки, хазарейцы, туркмены. До сих пор предпринимаемые в различных форматах усилия по коллективному поиску политико-дипломатических развязок многолетнего конфликта в Афганистане не создали реальных предпосылок для запуска внутриафганского диалога и примирения сторон. Кстати, ранее Иран предлагал талибам (организация, запрещённая в России) представить на рассмотрение контактной группы пакет конструктивных предложений временному правительству Афганистана, а «региональные государства могли бы составить содружество стран, вместе прорабатывающих пути преодоления афганского кризиса».
Такого в Тегеране не было. И.о.главы МИД Ирана Али Багери заявил, что формирование инклюзивного правительства в Афганистане «должно проходить без присутствия зарубежных стран». В тоже время он считает, что» региональное сотрудничество в рамках планов ООН поможет улучшить условия для решения проблем Афганистана». Но глава 3-го политического департамента МИД «Талибана» (организация, запрещённая в России) Закир Джаляли считает, что «важно проведение встреч по афганскому урегулированию в рамках уже устоявшихся, а не новых механизмов». По его словам, Кабул всё ещё ведёт переговоры по поводу участия в 3-ей Дохийской конференции ООН. При этом он заявил, что примет участие в этой встрече в Дохе только при условии, если его позиция будет принята. Речь идёт о признании правительства Афганистана.
Так что участие Кабула в ещё одном международном формате в Дохе остаётся под вопросом. Напомним, что предыдущий диалог в таком формате без Кабула не дал заметных результатов. В то же время некоторые официальные представители западных стран, главным образом США, подчёркивают, что, несмотря на отсутствие дипломатических отношений с талибами, они видят своей главной целью «сохранение связи с афганским народом, а также оказание ему гуманитарной помощи». Об этом частично может свидетельствовать тот факт, что многие представительства международных некоммерческих организаций до сих пор присутствуют на территории страны.
Станислав Тарасов
Комментарии читателей (0):