Польско-белорусская граница становится «источником землетрясений» не только в отношениях между Варшавой и Минском, но и внутриполитической ситуации в самой Польше.
Сегодня, 6 июня, портал Onet опубликовал статью, вызвавшую бурную реакцию варшавского салона. Как утверждает издание, польские военные, помогающие пограничникам охранять границу, начинают всё сильнее раздражаться высшим руководством, которое сковывает им руки в деле предотвращения попыток мигрантов проникнуть в Польшу. Портал сообщил, как на рубеже марта-апреля солдаты 1-й танковой бригады имени Тадеуш Костюшко осуществляли патрулирование на участке в районе Дубиче-Церкевне и обнаружили группу мигрантов, пытавшихся преодолеть заграждение. Солдатам в итоге пришлось стрелять в землю перед мигрантами, чтобы тех остановить. Когда контроль над ситуацией был возвращен, вмешалась Пограничная служба. Однако её сотрудники не поблагодарили солдат за вытеснение мигрантов, а уведомили об этом военную полицию, чьи представители быстро прибыли на место происшествия.
«Троих парней из роты увели в наручниках, как бандитов, – рассказал изданию польский военнослужащий, знакомый с ситуацией. – В отношении двоих из них были возбуждены дела, которые затем приостановили. Их освободили из-под стражи только потому, что мы сами организовали в батальоне сбор средств для найма адвоката, поскольку командир не проявил заинтересованности в том, чтобы им чем-либо помочь. Солдаты не получают юридическую защиту со стороны своего начальства. В частях есть юрисконсульты, но они не помогают солдатам. Поэтому моральный дух низкий».
Бывший командующий Сухопутными войсками Польши генерал Вальдемар Скшипчак призвал министра юстиции и генерального прокурора Адама Боднара разобраться с инцидентом и ответить, «почему с солдатами, которые никому не причинили вреда, обращаются таким позорным образом, мы, ветераны, говорим в один голос: хватит военной полиции осквернять польскую униформу». Мнение Скшипчака разделяют бывшие и действующие офицеры Воска Польского, называя задержание военнослужащих «позором для армии и государства». Солдат отправили на рубеж власти, армия выдала им оружие, им было дано задание охранять границу. Они «её выполнили, а теперь государство обращается с ними, как с бандитами». За это должны полететь погоны командиров: где они были, когда жандармерия выводила их подчиненных в наручниках? Правительство Дональда Туска, в принципе, могло бы подхватить этот вопрос и ограничиться чисткой в рядах среднего офицерского состава. Однако, похоже, премьер не исключает для себя возможности использовать скандальную ситуацию в политических целях.
Туск написал в социальных сетях, что получил доклад министра национальной обороны Владислава Косиняк-Камыша. Поведение «прокуратуры и военной полиции по отношению к нашим солдатам вызывает обоснованную тревогу и гнев народа, я ожидаю быстрых выводов и организационных, правовых и кадровых решений», отметил премьер. Но оппозиция требует крови самого Туска. Бывший председатель совета министров Польши Матеуш Моравецкий обвинил в сложившейся ситуации действующее правительство и заявил, что его глава должен уйти в отставку. Но это не более чем общая риторика, шитая белыми политическими нитками. Конкретнее выразился депутат Сейма Польши от партии «Право и Справедливость» (PiS) Радослав Фогель, напомнивший, что военная полиция подчиняется непосредственно министру обороны. По мнению депутата, не может быть такого, чтобы Косиняк-Камыш не получал доклады на эту тему, а пока он демонстрирует «реакцию человека», который только что об инциденте «узнал и возмутился».
Перевод всех стрелок на военную полицию и министерство обороны будет и в интересах Туска, представляющего в ныне правящей коалиции партию «Гражданская коалиция». Косиняк-Камыш является главой Польской крестьянской партии, входящей в блок «Третий путь». По межпартийному соглашению блоку был передан также пост маршала Сейма, который занял Шимон Холовня. Между ним и Туском в последнее время стали проскакивать нешуточные искры. Маршал начал публично оспаривать курс правительства на преследование «Права и Справедливости» и тотальную ревизию её правления Польшей в 2015 – 2023 году. Холовня критически отреагировал на создание по инициативе премьера правительственной комиссии по расследованию российского влияния. Выступая на днях на митинге в Ополе, он подчеркнул, что «уборка за PiS» не должна доминировать в действиях новых властей, а следует сосредоточиться на экономике и социальных порблемах. Это вызывает недовольство Туска, который после заявления Холовни выразил «надежду», что в правящей коалиции абсолютно все разделяют необходимость выполнить «обещание призвать к ответу зло, коррупцию и воровство», подразумевая под последними «Право и Справедливость».
Скандал с задержанием солдат на границе – хорошая возможность для Туска подорвать имидж представляющего «Третий путь» министра обороны, что должно послужить намёком прежде всего маршалу Сейма. Проблема в том, что политические игры внутри правящей коалиции будет иметь последствия и для внешней политики и безопасности Польши. 12 июня депутаты нижней палаты планируют рассмотреть законопроект о деятельности органов государственной власти в случае внешней угрозы, внесенный президентом Анджеем Дудой. Как отметил глава Бюро национальной безопасности при президенте Польши Яцек Севера, «к сожалению, потребовалась патология, подобная той, которая произошла в последние дни, ужаснувшая общественное мнение, чтобы выяснилось, что президентский законопроект имеет фундаментальное значение для безопасности государства». Отчего можно ожидать усиления пограничников крупнокалиберными винтовками, минометами, артиллерией и минами. Судя по всему, им и военным понизят порог применения боевого оружия против нарушителей.
Но пуля (да и снаряд) – дура, ей не нужна виза для пересечения границы. В случае с польско-белорусскими рубежами нельзя исключать, что польские пограничники и военнослужащие, если получат право стрелять в мигрантов и используют его, могут попасть в людей, находящихся на белорусской территории, включая белорусских пограничников. В нынешней раскаленной атмосфере это способно стать спусковым крючком для серьёзного конфликта в ситуации, когда Варшава утратила какое-либо политическое доверие у Минска.
Комментарии читателей (1):