МИД Польши продолжает процесс ротации послов. Об этом Польскому агентству печати сообщил пресс-секретарь дипломатического ведомства Павел Вронский, отвечая на вопрос о возможных планах по замене глав некоторых миссий. Напомним, что в марте Министерство иностранных дел объявило об увольнении более 50 действующих послов и отзыве около 10 номинаций, выдвинутых на утверждение предыдущим руководством министерства. Нынешний комментарий Вронского последовал после того, как Gazeta Wyborcza поделилась «неофициальной информацией» о том, кого планируют поменять и кто придёт на смену. Интригующим выглядит решение отозвать посла Польши на Украине Ярослава Гузы, который только в конце прошлого года прибыл в Киев, и назначить на его место полковника запаса Петра Лукашевича.
Дело в том, что дипломатический опыт Лукашевича связан исключительно с такими горячими точками, как Ирак и Афганистан. Он окончил в 1995 году факультет кибернетики Военного технологического университета, после чего до 2006 года занимался вопросами государственной безопасности и борьбы с терроризмом. Лукашевич отметился в Ираке в 2004 – 2005 годах, в 2006 году являлся заместителем военного атташе в Исламабаде, а в январе 2007 года был выдвинут на должность военного атташе в Афганистане, которую занимал три года. В это время он выступил соавтором «Польской стратегии военного присутствия в Афганистане». 31 января 2012 года Лукашевич ушёл в запас в звании полковника. 12 июня того же года назначен послом Польши в Афганистане, завершил миссию 31 декабря 2014 года, после чего польское посольство в стране было закрыто. В 2018 году защитил кандидатскую диссертацию на тему «Построение институтов афганского государства международной коалицией в 2001 – 2014 годах».
Безусловно, у него есть, как и у любого поляка, свои представления об Украине (и России). После начала специальной военной операции Лукашевич даже демонстрировал их в различных средствах массовой информации. Но определяющим является его иракский и афганский опыт оккупации этих стран западными коалициями во главе с США, взаимодействия с многочисленными местными враждующими «племенами», попыток, чаще всего, неудачных, выстроить лояльную Западу государственность. В 2018 году в эфире Polskie Radio полковник довольно самокритично говорил о том, что «мы, международное сообщество, долгое время по отношению к Афганистану питали такую фантазию, что сможем преобразовать страну на свой манер, что сможем построить западную либеральную демократию с правами человека, с демократическими законами, знакомыми по нашим странам». Он защищал президента Афганистана Хамида Карзая от обвинений в коррупции, которые предпринимали тогда талибы (запрещены в России).
БУДЬТЕ В КУРСЕ
«Пожалуйста, помните, с чем он имеет дело, – рассуждал Лукашевич. – Он, прежде всего, афганский политик, очень независимый от западных интервентов. Наверное, это единственный случай в XX – XXI веке, когда политик, которого все считают своего рода марионеткой иностранных интервентов, в то же время так жестко критикует солдат международного сообщества, которые в данный момент находятся в его стране. Я думаю, дело не в том, что вот мы выйдем из Афганистана и там вдруг воцарится демократия, западная либеральная демократия».
Приобретённые за время службы и работы в Ираке и Афганистане навыки и взгляды новый посол будет проецировать на Украину. Интерес вызывает то, что именно это становится востребованным сегодня правительством Дональда Туска, что явным образом характеризует мнение Варшавы относительно киевского режима и его перспектив. Польша констатирует, что в её глазах Украина окончательно превратилась в failed state, несостоявшееся государство, готовое погрузиться в кровавую «межплеменную» войну всех против всех. В этой ситуации Варшаве необходимо определится, на кого из местных вождей можно было бы делать ставку и как сочетать польские национальные интересы с видением будущего региона главного западного актора, Соединённых Штатов. Лукашевич, на практике уже занимавшийся такой работой в Ираке и Афганистане, оказывается практически идеальным кандидатом на роль «глаз и ушей» Польши на Украине. Ему предстоит дать рекомендацию, кто может стать украинским «президентом Карзаем» и как найти к нему подходы. И, самое главное, что делать с украинской несостоявшейся государственностью.
Неофициальная информации о выдвижении Лукашевича на должность посла протекла в прессу на фоне заявления постоянного представителя США при НАТО Джулианн Смит о создании центра по усвоению уроков боевых действий на Украине. Смит об этом сообщила на встрече с вашингтонской группой военных обозревателей (DWG), участником которой является ТАСС. По её словам, это будет «совместный центр анализа, обучения и подготовки, и он будет создан в Польше, насколько я знаю». Ещё один шаг, говорящий о намерении Вашингтона сделать из Варшавы главного оператора Запада на украинском направлении. При этом Польше придется взять на себя ответственность и за то, что останется от бывшей УССР, что возобновляет разговоры о создании польского протектората на территории Западной Украины. Так что у полковника Лукашевича впереди много интересной и увлекательной работы. Вполне возможно, что она ляжет в основу его следующей диссертации.
Комментарии читателей (0):