Действительно ли Европа справилась со своим газовым кризисом и добилась независимости от России? На первый взгляд, можно подумать, что да, пишет британское издание UnHerd.
На днях деловая газета Financial Times сообщила, что европейский газовый рынок оказался «гораздо более устойчивым» к вызовам, с которыми он столкнулся после начала специальной военной операции России на Украину в 2022 году.
Однако при ближайшем рассмотрении становится не менее вероятным, что всё это – затишье перед наступающей бурей.
Начнём с того, что использование ископаемого топлива подчиняется деловому циклу: во времена экономического роста его потребление возрастает, потому что заводы производят больше продукции, грузовики доставляют больше товаров, а в офисах более интенсивно работают за компьютерами. Всё это требует энергии, отчего потребление таких видов топлива, как природный газ, соответственно, растет.
Во время рецессии всё происходит с точностью до наоборот. Снижение производства приводит к почти мгновенному сокращению потребностей в ископаемом топливе.
В этом также заключается одно из главных различий между ископаемыми и возобновляемыми источниками энергии: те же ветер и солнце трудятся без учета делового цикла. Если дует ветер и светит солнце, они производят электричество независимо от фактического спроса. Об этом следует помнить, читая заголовки об увеличении доли возобновляемых источников энергии в европейском энергобалансе.
Происходящее больше связано с состоянием экономики, чем с постоянным снижением потребностей в газе и независимостью от России. В Германии, например, объем производства в энергоемких отраслях упал почти на 20% по сравнению со средним показателем 2021 года.
Как только экономика Европейского союза снова начнет расти, потребление энергии, соответственно, увеличится. Вопрос в том, откуда она возьмется. Страны, ожидающие улучшения экономических перспектив уже в этом году, реагируют соответствующим образом. Например, Соединенные Штаты продлевают срок работы угольных электростанций и рассматривают возможность возобновления службы законсервированных атомных электростанций, а Индия и Китай продолжают развивать все возможные источники энергии.
БУДЬТЕ В КУРСЕ
На данный момент план ЕС по перелому экономической ситуации необходимо сопоставить с планом по отказу от всей сети трубопроводов, соединяющих Европу с Россией, её бывшим основным поставщиком. Полная замена российских поставок на какое-либо иные приведет к возникновению новых издержек по многим направлениям, и все они станут очередным бременем для европейских компаний и потребителей.
Такие страны, как Венгрия и Австрия, по-прежнему сильно зависят от российского газа, и создать новую инфраструктуру для более дорогого американского или катарского сжиженного природного газа окажется не так-то просто, вопреки часто высказываемым мнениям.
Как пишет Financial Times, отказ от существующей трубопроводной сети с Россией будет иметь высокую цену: «Так называемые операторы систем транспортировки (TSO) в Чехии, Австрии и Словакии планируют повысить плату за перекачку газа через свои ресурсы, чтобы покрыть потери доходов от российского транзита. Эти дополнительные транспортные расходы сделают более дорогими поставки газа на юг и запад в Центральной Европе».
Циничный наблюдатель может заявить, что Россия не вводила санкции против Европы, это европейцы ввели санкции против самих себя, создав неустойчивую ситуацию, когда деиндустриализация стала ключом к снижению цен на энергоносители. Но это равносильно тому, чтобы худеть с помощью голодания. На какое-то время может сработать, однако в конечном итоге окажется смертельно опасным.
Кроме того, появляется всё больше свидетельств того, что европейская общественность откажется идти на это. Начиная с венгерского премьер-министра Виктора Орбана и заканчивая словацким Робертом Фицо, растет число политиков, открыто выступающих против энергетической «независимости» от России. Аналогичную позицию занимают крупные оппозиционные партии, такие как «Альтернатива для Германии» или Партия свободы в Австрии.
Учитывая текущие политические тенденции – если только российские газопроводы не будут злонамеренно разрушены, как «Северный поток – 2», – говорить о прекращении зависимости Европы от России преждевременно. Возможно, какое-то время сохранится пауза, но как только потребности в энергоресурсах снова возрастут, перед соблазном использовать существующую сеть газопроводов будет трудно устоять.
Комментарии читателей (0):