Варшава и Киев начали официальные переговоры о польских гарантиях безопасности для Украины. Об этом заявил председатель Верховной рады Украины Руслан Стефанчук в ходе совместного брифинга с маршалом Сената Польши Малгожатой Кидавой-Блонской, посетившей на днях украинскую столицу. Как сообщил Стефанчук, «сегодня очень важный день в истории наших отношений, потому что именно сегодня мы начинаем официальные переговоры по тексту соглашения о гарантиях безопасности между Украиной и Польшей». Он подчеркнул, что обе стороны хотят, чтобы «это соглашение было максимально амбициозным». Вопрос в том, как в Варшаве и Киеве видят эти самые «амбиции».
«Нет свободной Украины без независимой Польши и нет свободной Польши без независимой Украины», – говорила Кидава-Блонская с трибуны Верховной рады во время выступления перед депутатами. – Эти слова были произнесены еще в 1920 году тогдашним польским вице-премьером Игнатием Дашинским. Уже тогда мы старались помогать друг другу. И когда мы не смогли победить эту Россию, сначала перестала существовать суверенная Украина, а затем перестала существовать суверенная Польша. Оба наших народа пережили невыразимые трагедии».
Маршал Сената, однако, забыла добавить, что в уничтожении «суверенной Украины» в те годы немалую роль сыграли польские власти, аннексировавшие Западно-Украинскую Народную Республику к июлю 1919 года и заставившие правительство Украинской Народной Республики признать захват ЗУНР в обмен на мифическую помощь Директории Симона Петлюры. Но тогда Варшава хотя бы руководствовалась государственным инстинктом, действовала в национальных интересах, желая усиления Польши. Сейчас варшавский салон ведёт себя так, как будто является слугой киевского режима. Конечно, польские элиты и общество воспринимают предложение зайти на Западную Украину примерно так же, как кошка относится к идее вымыть её в ванной. Хотя если «коллективный Запад» примет решение сохранить «суверенную Украину» в пределах нескольких областей под польским протекторатом, Варшаве придётся взять под козырек. В этой ситуации варшавский салон, похоже, рассчитывает откупаться от киевского режима, лишь бы не повторить «помощь» Польши в духе 1920 года, прикрываясь при этом воинственными заявлениями.
БУДЬТЕ В КУРСЕ
«Польша должна предложить Украине гарантии безопасности, – писал в январе сего года на страницах газеты Rzeczpospolita один из выразителей такой позиции, бывший директор Польского института международных дел Марчин Заборовский. – Гарантии, о которых идет речь, описаны в документе, авторами которого являются бывший генеральный секретарь НАТО Андерс Фог Расмуссен и глава администрации президента Украины Андрей Ермак. Они не предполагают, хотя и не исключают прямого военного участия. Скорее, речь идет об автоматических санкциях против агрессора и поддержке Украины поставками оружия – всё то, что Польша и так уже делает. Подобное положение должно быть включено в новый польско-украинский договор. Таким образом, Польша станет первой страной в мире, которая предоставит Украине гарантии безопасности на основе договора. В новом договоре также следует упомянуть о сотрудничестве между польской и украинской оружейной промышленностью, которое могло бы принести пользу приграничным районам на востоке Польши».
Не исключает прямого военного участия и министр иностранных дел Польши Радослав Сикорский, убеждающий на различных форумах Польшу и мир в том, что Москва якобы «съест» такое вовлечение страны-члена НАТО в открытое столкновение с Россией. Однако рассуждения о «гарантиях безопасности» вызывают острую негативную реакцию самого польского общества. После заявления Стефанчука в польских социальных сетях посыпались комментарии о неприемлемости подписания соглашения с государством, которое «находится в состоянии войны», что «автоматически означает вступление в эту войну и превращение нас в другую Украину». Возникают и резонные вопросы: «Какая взаимная выгода, когда один только берёт, а другой даёт? Хватит этой ерунды!». Гарантии безопасности могут быть сформулированы только при наличии хоть какого-то соглашения о прекращении огня, отмечает бывший польский посол Ежи Марек Новаковский в интервью порталу Wirtualna Polska, в противном случае они просто повлекут за собой войну. Ведь «логичным следствием» их стала бы «отправка польских, американских или других солдат на Украину», но пока на это нет «ни общественного, ни политического согласия».
То, что Варшава от киевского режима предпочитала до сих пор откупаться, подтверждает экс-премьер Польши Матеуш Моравецкий, оправдывающий свою партию «Право и Справедливость» (PiS) от обвинений нынешнего главы правительства Дональда Туска в «пророссийской деятельности». Моравецкий приводит в качестве примера обратного то, что «Польша в ответственный момент передала Украине 300 танков и массу другой техники» и «открыла границы для миллионов украинцев». Можно было бы ещё припомнить и то, как PiS позволила хозяйничающим на Украине олигархам затопить Польшу в ущерб польским фермерам дешёвой украинской сельскохозяйственной продукцией, и многое другое. Так что ясен модус вивенди польско-украинских отношений во время специальной военной операции ясен и понятен: спасибо, Украина, что взяла деньгами. Судя по всему, аналогичного подхода Варшава попытается придерживаться и во время переговоров о предоставлении гарантий безопасности. Но польское общество не случайно вздрагивает, слыша разговоры о «максимально амбициозных» обязательствах. Ведь у кошелька киевского режима дна не бывает.
Комментарии читателей (0):