Я и сегодня придерживаюсь мнения, что Михаил Горбачёв - это политик, который не справился с задачей, которую он сам перед собой поставил. Задачей перестройки было реформирование СССР, а не развал страны.
Перестройка возникла из понимания, что надо менять. Все понимали, что надо что-то делать, но действия были настолько разнонаправленными и суетными, что создавали хаос и энтропию. Перестройка вначале была воспринята большей частью тогдашнего общества как долгожданное событие. Наконец-то. Но почти у всех и, прежде всего, у самого Горбачёва - человека, бывшего плотью от плоти партийной номенклатуры, было желание перестроить и улучшить систему.
Тем, кто взахлеб хвалит Горбачёва за развал СССР, за то, что власть потеряла коммунистическая партия, за то, что освободились союзные республики, за то, что напряженности в мире стало меньше... я хочу напомнить, что Михаил Сергеевич - не был лидером антисоветской и антикоммунистической оппозиции.
Инициатор ПЕРЕСТРОЙКИ – был:
1) лидер страны, которая в результате перестройки распалась;
2) русский политик, чьи действия вольно или невольно спровоцировали распад Большой России;
3) лидер коммунистической партии, в результате перестройки потерявшей власть, престиж, собственную идеологию;
4) лидер одной из двух супердержав и глава распавшегося блока.
Задачей была ПЕРЕСТРОЙКА системы, а не демонтаж её.
И с этой задачей Михаил Сергеевич не справился, в том числе и по причине недопонимания, недостатка воли и т.д.
Нужна была личность масштаба Петра Великого или кардинала Ришелье. В крайнем случае, Гази Мустафы Кемаль-паши АтаТюрка... А был Горбачёв.
Учитывая полномочия и полноту власти в руках Генсека, основная ответственность за сделанное и НЕ сделанное - на нём.
Были вещи, которые он сделал и которые усугубили положение. Например, вся эта антиалкогольная кампания. Это ведь был первый его шаг (7 и 16 мая 1985 года) были приняты ряд законодательных актов ЦК КПСС и Совмина СССР об усилении борьбы с пьянством и самогоноварением. Это вещь была просто питательным бульоном для роста организованной преступности.
БУДЬТЕ В КУРСЕ
Вот его вторая мера: 23 мая 1986 года - Постановление СМ СССР «О мерах по усилению борьбы с нетрудовыми доходами», которая ударила по теневикам, цеховикам, репетиторам, портным, парикмахерам и т.д.
Он вел себя как младенец за рулём.
Да и с продажей энергоносителей. Можно было раньше начать выводить войска из Афганистана. Попытаться договориться с арабами. Можно было еще многое. Ну, например, переиграть противника и достроить газопровод в Европу.
В случае Горбачёва речь идет о несоответствии масштабов личности и процессов, с которыми этот человек ассоциируется. Поэтому в отношении его и правильно определение "невольник истории".
Без Февральской революции 1917 года не было революции Октябрьской, но это вовсе не значит, что устроители и герои Февральской или деятели Временного правительства хотели её и воцарения большевиков.
Фундаментальный порок перестройки как политики – отсутствие стратегии. Пусть меняющейся, но стратегии.
Прорабы перестройки взялись за дело, не понимая ни природы режима, который они хотели изменить, ни направления и последовательности своих действий, ни того, как далеко они готовы идти в модернизации социализма, который они унаследовали, и не очень представляли себе, куда они хотят прийти сами и привести страну, во что её перестроить.
"А если ты не знаешь, куда хочешь прийти, то тебе всё равно куда идти" - как говорил кролик Алисе.
Полбеды, что Горбачёв не имел ни ясно продуманного, ни чётко формулированного, ни судя по всему, вообще никакого стратегического плана реформ. Хуже, что он и его команда не умел правильно спрогнозировать реакцию общества на свои действия, а, столкнувшись с этой реакцией, не смог адекватно её оценить и соответственно этой оценке скорректировать ход реформ. Власти не очень-то понимали, что они делают.
В результате перестроечные процессы вскоре приобрели прямо хаотичный характер, что в конечном итоге и привело к распаду СССР и смене формального лидера реформ.
Единственное, что я хочу сказать, что Горбачёв оказался Керенским, который не справился с задачей, которую сам перед собой ставил, происходившие в политике страны процессы вышли из под его контроля. Сами процессы можно расценивать по-разному.
Помните в "Белой гвардии":
– Я, – вдруг бухнул Турбин, дёрнув щекой, – к сожалению, не социалист, а... монархист. И даже, должен сказать, не могу выносить самого слова «социалист».
А из всех социалистов больше всех ненавижу Александра Фёдоровича Керенского.
Турбин более всего ненавидит не большевиков или Петлюру, а именно Керенского, который не удержал...
Вот примерно такие чувства в начале 90-х многие тогдашние Турбины испытывали к Горбачёву.
И это правильные аутентичные чувства современников.
Другой вопрос, что скорее всего в историю Горбачёв войдет совсем по-другому, поскольку перестройка дала обществу:
- демократизацию;
- возвращение института частной собственности;
- свободу слова;
- гласность, постепенно перешедшую в свободу печати;
- легальную оппозицию;
- фактическое завершение уголовного преследования как инакомыслящих, так и инакодействующих;
- отказ от коммунистической догматики, которую мы с детства учили наизусть;
- свободу отправления религиозных культов;
- свободу политического выбора;
- свободу любого выбора, в том числе и свободу выступления против власти либо поддержки её;
- альтернативные выборы;
- свободный парламент (настолько свободный, что фактически он сразу же стал отбирать власть у самого Горбачёва);
- свободу самоопределения народов и целых стран;
- снятие угрозы глобальной ядерной войны и прямого военного конфликта между СССР и Западом.
Это много! Это очень много!
Этого достаточно, чтобы войти в историю и остаться там на самом почётном месте.
Давид Эйдельман
Комментарии читателей (1):