Клаус Шваб решил, что пришло время ему уходить. 86-летний бизнесмен швейцарского происхождения покидает пост исполнительного председателя Всемирного экономического форума (ВЭФ), элитной связующей социальной группы, которую он основал в 1971 году, пишет британский портал Un Herd.
Более 50 лет Шваб руководил развитием огромной бизнес-империи, стоимость которой в 2022/23 году (это последний временной отрезок, за который у нас есть годовая отчетность) составила 345 миллионов фунтов стерлингов. В неё входит проведение ежегодных форумов, которые в Давосе организуются в январе, а также родственные организации, такие как Global Shapers, Young Global Leaders и Schwab Foundation Social Entrepreneurs. Последняя может похвастаться «более чем 500 центрами». ВЭФ – это и мозговой центр, и разветвленная сеть эрзац-общественных организаций.
Определяет публичный имидж Шваба именно Давосский форум в родной Швейцарии. В 2004 году социолог и политолог Сэмюэл Хантингтон ввел термин «давосский человек» в своем эссе «Мертвые души: денационализация американской элиты». Хантингтон имел в виду общность, которая была «утонченной, городской и универсальной в своих взглядах и этических обязательствах», обозначая корпоративного лидера эпохи глобализации. И никто лучше Шваба не умел эксплуатировать тщеславие и неуверенность современного корпоративного лидера.
Как и любой владелец хорошего ночного клуба, Шваб понял, что иллюзия повышенного спроса порождает еще больший спрос, поэтому он искусственно создал дефицит: ограничил количество компаний, которые могут принять участие в Давосском форуме. Неудивительно, что руководители таких компаний в восторге от посещения этого швейцарского курорта. Само их присутствие в Давосе на форуме свидетельствует об их «сочувствии и чуткости», заявляет экономический обозреватель The New York Times и автор книги «Давосский человек» Питер Гудман.
Для левых, как и для Гудмана, «давосский человек» – это неолиберальное пугало, чья жадность открыла двери для популистов вроде Дональда Трампа. Для консерваторов – «капитализм заинтересованных сторон» Шваба подрывает и рынок, и функционирующую демократию. А с ростом социальных сетей Всемирного экономического форума стал подпитываться аппетит к теориям заговора. Однако в последние годы, особенно после финансового кризиса 2008 года, творение Шваба стало страдать от кое-чего худшего: своих собственных противоречий.
БУДЬТЕ В КУРСЕ
«Капитализм заинтересованных сторон» – это уже не случай, когда обнищавшие и обделенные некоммерческие и неправительственные организации прижимаются носами к стеклу, надеясь попасть за стол заседаний совета директоров. Сейчас хвост виляет собакой. Доноры-миллиардеры, такие как Майкл Блумберг и Крис Хон, обеспечивают неиссякаемый приток средств. На смену CSR (корпоративной социальной ответственности) пришло ESG (экологическое социальное управление), которое отныне ранжирует и оценивает поведение корпораций. Мнение таких людей, как Ларри Финк из Blackrock, который контролирует 10,5 триллиона долларов активов, имеет большое значение, а руководители компаний живут в страхе перед капризными решениями ESG.
Тем временем сеть аналитических центров ВЭФ занимается разработкой инициатив и технократических решений: появляются «наборы инструментов» и «приборные панели». Хотя они, несомненно, заслуживают одобрения Шваба, дипломированного экономиста и инженера, в широком мире они же практически не находят отклика. Главной целью Давосского форума является ответ на рост социальных медиа своим собственным вирусным контентом, призванным стимулировать дискуссии, но в итоге ВЭФ напоминает эпатажного шоумена, отчаянно нуждающегося во внимании.
Великая перезагрузка – самый известный пример. Но когда вы в последний раз слышали, чтобы кто-нибудь хотя бы упомянул о «Четвертой промышленной революции»? Показателем того, что оказаться в центре внимания теорий заговора может быть вредно для корпоративной репутации, является то, что в последнем документе ВЭФ об «альтернативной белковой пище» ни разу не упоминаются насекомые. Смена ежегодной тематики отражают растущее самосознание. В прошлом году это была тема «Сотрудничество в раздробленном мире», а в 2024 году – «Восстановление доверия».
В этом году 40% мира голосует на выборах, и многие избиратели, к ужасу Шваба, скорее всего, выберут консервативных или правых кандидатов. Поскольку «Давосский человек» отступает, самое время уйти в тень и оригинальному человеку из Давоса.
Комментарии читателей (1):