Премьер-министр Польши Дональд Туск, выступая в Кракове на церемонии по случаю 80-летия битвы при Монте-Кассино, анонсировал начало «огромного проекта по созданию безопасной границы, включая систему укреплений, а также такие ландшафтные природные решения, которые сделают эту границу непроходимой для потенциального врага». Он назван «Щитом Востока» и речь идет об участках на востоке и северо-востоке страны, где Польша граничит с Белоруссией и Россией. По словам Туска, в «огромный проект» будет вложено 10 миллиардов злотых (230 миллиардов рублей).
Как пояснил в интервью Польскому агентству печати заместитель министра обороны Польши Цезарий Томчик, готовящийся пояс укреплений «будет включать естественные препятствия на местности, фортификационные сооружения и бункеры». Для координации работ создается официальная межведомственная группа, включающая пять министерств – обороны, инфраструктуры, климата, государственных активов и внутренних дел. Главным разработчиком назначен Генеральный штаб. Это «нечто совершенно новое, потому что в течение последних восьми лет в этой области практически ничего не делалось», подчеркнул Томчик, «а нам нужно защитить восточную границу не только от мигрантов, но нужна защита населения и военная безопасность самой границы».
«Мы проводим переговоры с нашими коллегами из Литвы, Латвии и Эстонии, которые создают свою линию обороны в Прибалтике, – рассказал чиновник. – Поддерживаем контакты и используем лучший опыт, что есть не только у прибалтийских республик, но и у Финляндии и Южной Кореи. Это страны, которые знают толк в защите границ. У нас также есть выдающиеся польские специалисты в этой области, такие как генерал Марек Вавжиняк. Сегодня это (пояс укреплений – прим. REX) является чем-то незаменимым для поддержки возможных собственных операций и сдерживания потенциального агрессора».
В свою очередь бывший командующий Сухопутными войсками Польши генерал Вальдемар Скшипчак предположил, что усиление пограничной защиты потребует соответствующей подготовки так называемых «осадных частей». То есть солдат, которые будут целенаправленно обучаться держать «постоянную оборону на позициях». По словам генерала, «как правило, такие подразделения не нападают, не атакуют, не бегают по лесам, а занимают оборонительные позиции и тренируются их защищать, совсем другая специфика, чем та, под которую мы готовили войска до сих пор». Только после этого пояс укреплений, который Скшипчак окрестил «линией Туска», можно будет считать готовым.
В Польше любят красивые названия. Ранее, во время правления партии «Право и Справедливость» (PiS), правительство и польский президент Анджей Дуда делали ставку на «форт Трампа». Варшава была готова вложиться в строительство постоянной американской базы на польской земле, чтобы та защищала её от врагов. Теперь концепция изменилась и на смену «форту Трампа» приходит «линия Туска». Правда, план строительства пояса укреплений для защиты от внешнего агрессора положительно оценивают не все. Некоторые польские комментаторы замечают, что французы построили «линию Мажино» после Первой мировой войны, но Гитлер обошел её и вошел с тыла. А вдруг «Словакия и Венгрия пропустят Путина за 2 минуты?»
К тому же прерывистая «линия Туска» не учитывает польско-украинскую границу. По мнению бывшего командующего спецподразделения GROM генерала Романа Полько, пока «русские не взяли Харьков», нет оснований беспокоиться о ней. Но если «русские окажутся в районе Львова, чего, надеюсь, никогда не произойдет, то действительно будет оправдано минирование польско-украинской границы», добавляет он. Однако правительство Туска продолжает держать польско-украинскую границу проницаемой в обе стороны, в то время как белорусский и российский участок оно намерено забетонировать с польской стороны.
Складывается впечатление, что дело тут не столько в опасениях «вторжения» извне, сколько в попытках удержать в узде ситуацию внутри. Напомним, что в 2012 году между правительствами России и Польши было подписано соглашение о режиме местного пограничного передвижения, которое предполагало упрощенный порядок посещения польскими гражданами Калининградской области, а российскими – Варминско-Мазурского и Поморского воеводств. В 2016 году по инициативе Варшавы режим МПП был отменен. Но и жители задействованных воеводств, и местные политики (причем, вне зависимости от партийной окраски) до недавнего времени поднимали вопрос о его возврате, поскольку он позволял выживать этим депрессивным польским регионам.
Так что далеко не случайно глава МВД Польши и координатор спецслужб Томаш Семоняк, комментируя заявление Туска, упомянул, что «принятое в марте решение премьер-министра о восстановлении делегаций Агентства внутренней безопасности (ABW) в каждом воеводстве, включая Жешув и Ольштын, является абсолютной частью программы «Щит Востока». А сам глава правительства в ходе своего выступления в Кракове, говоря о «потенциальном влиянии врагов» на «политическую жизнь в Польше», пообещал, что государство «будет безжалостно к ним». Как заверил Туск, «Польша будет устойчивым государством, Польша будет беспощадна до боли ко всем, кто хочет дестабилизировать ситуацию в нашей стране».
Учитывая, что премьер публично обвиняет оппозиционную PiS в «работе на Россию», похоже, что «линия Туска» предназначена для того, чтобы подорвать лидерские позиции «Права и Справедливости» в восточных и северо-восточных воеводствах, а также запретить местным жителям иметь хоть какие-либо позитивные мысли о русских и России.
Комментарии читателей (0):