Парламент Грузии принял в третьем чтении законопроект «О прозрачности иностранного влияния», обязывающий финансируемые из-за рубежа неправительственные организации и СМИ регистрироваться в специальном реестре. За законопроект проголосовали 84 депутата, а против – 30. Его обсуждение и принятие проходило на фоне протестов и драк между депутатами от правящей партии «Грузинская мечта» и оппозиционных партий, которые выступают против закона, навешивая на него ярлыки, что он является «российским» и препятствует интеграции страны в ЕС. Но власти Грузии подчеркивают, что законы о прозрачности иностранного финансирования уже есть у США, Израиля и Австралии, а в Евросоюзе и Франции такие законопроекты находятся на стадии рассмотрения.
Если условно разделять нынешнюю ситуацию в Грузию на этапы, то первый этап борьбы за властью. Начинается второй этап со своими важными особенностями. Интрига перемещается на уровень президента Грузии Саломе Зурабишвили, которая заявила, что наложит на закон вето, которое может быть преодолено правящей партией «Грузинская мечта», имеющей большинство в парламенте. Но она в интервью телеканалу CNN почему-то заявила не только о «победе западных сил в Грузии», но и призвала «грузинское общество к мобилизации, чтобы обеспечить победу оппозиции на парламентских выборах в октябре, а не свергать власть». В ее представлении основанием для таких суждений является то, что удалось привлечь повышенное внимание к Грузии со стороны Запада.
В момент принятия парламентом закона об иноагентах в Тбилиси оказались сразу две западные миссии: помощник госсекретаря США по делам Европы и Евразии, координатором по санкциям Джеймс О'Брайен и делегация европейских парламентариев, которую принимали в Грузии только на уровне председателя комитета по внешним связям парламента. С О'Брайеном все было иначе. Он добивался встречи с почетным председателем правящей партии Бидзиной Иванишвили, но был принят только премьер-министром Грузии Ираклием Кобахидзе. После этого он заявил на пресс-конференции, что «если закон об иноагентах продвинется вперед без согласования с нормами ЕС и здесь будет подрыв демократии, насилие в отношении мирных протестующих, со стороны США последуют ограничения». По его словам, «это будут финансовые ограничения и ограничения на поездки в отношении лиц, ответственных за эти действия, и их семей».
БУДЬТЕ В КУРСЕ
Это - сигнал «Грузинской мечте» о том, чтобы она не предпринимала попытки преодолеть вето Зурабашвили через парламент и на этом поставила бы точку. Одновременно в грузинские СМИ осуществился информационный вброс, согласно которому последние события в стране связаны якобы с проблемами взаимоотношений Иванишвили с Западом, который «заморозил» активы на два миллиарда долларов. Более того, утверждается, что якобы О'Брайен ехал в Грузию не с целью помешать принятию закона, а для обсуждения с Иванишвили пакета принятых против него санкций. Напомним, что атака на Иванишвили началась в 2008 году, после того как он отказался от всякой коммуникации с экс-президентом Михаилом Саакашвили, продолжилась в 2022 году после начала конфликта на Украине, когда был заморожен его счет в швейцарском банке. Сейчас, после того, как пресс-секретарь Белого дома Карин Жан-Пьер заявила, что «США придется в корне пересмотреть отношения с Грузией, если там вступит в силу закон об иноагентах», стало ясно, что Вашингтон пытается «персонифицировать» свои отношения с Тбилиси на Иванишвили. Цель - отсечь его от политики, посеять семена раскола и раздора внутри «Грузинской мечты» накануне парламентских выборов в октябре. В этом и заключается главный смысл интриги в наступающем втором этапе политической борьбы в Грузии.
Поэтому сейчас по всем признакам внешний уличный ажиотажа вокруг законопроекта «О прозрачности иностранного влияния» будет стихать, а политические процессы будут переноситься в закулисье. Стороны подводят итоги, понимая, что состоялась «репетиция очередной грузинской революции» и проведен смотр политических сил. Ясно, что оппозиция не располагает потенциалом, необходимого для совершения силового или даже вооружённого переворота. Правящая «Грузинская мечта» пока сохраняет единство, нет раскола среди силовиков на всех уровнях. Если ситуация не изменится, то потрясений пока не будет. Но, как считает соратник Шеварднадзе Петре Мамрадзе, «главные события будут связаны с итогами парламентских выборов и события могут перерасти в революционную фазу в случае, если оппозиция не признает их итогов и пойдет на создание так называемого параллельного парламента». Так что все еще впереди.
Комментарии читателей (0):