Суэцкий канал является неоспоримым лидером транзитного грузопотока. Однако маршрут через Красное море таит в себе множество рисков. Так, в марте 2021 года в Суэцком канале произошла авария контейнеровоза Ever Given, которая привела к огромной очереди грузоперевозчиков и экономическим потерям в десятки миллиардов долларов. С конца 2023 года йеменские хуситы начали нападать на контейнеровозы в Красном море, из-за чего некоторые перевозчики вовсе отказываются идти через Суэцкий канал. Напряжённость в регионе только растёт, а вместе с ней растёт стоимость и нестабильность грузоперевозок.
На фоне обострения ситуации в Красном море грузоперевозчики ищут альтернативные маршруты. Сейчас основная часть судов, которые не идут через Суэцкий канал, огибают Африку. Такой маршрут, во-первых, увеличивает срок доставки грузов до 15 дней, во-вторых, сталкивает экипаж с другой опасностью вдоль берегов Африки – пиратством.
Северный морской путь представляется выгодной альтернативой Суэцкому каналу – короче расстояние и время доставки грузов, отсутствие военно-политических конфликтов в Арктике, активное развитие ледокольного флота и опорных пунктов на протяжении всего СМП. Но всё же превращение арктического пути в настоящую альтернативу маршруту через Суэцкий канал – вопрос будущего. Даже несмотря на проблемы в Красном море.
Некоторые компании действительно отправляют свои контейнеровозы через Северный морской путь, однако такая практика не носит системного характера. В 2023 году 90% грузопотока СМП составила доставка грузов из России в Китай, преимущественно полезных ископаемых. То есть основной грузопоток обеспечивает сама Москва за счёт поставок своих товаров в Азию и Европу.
Несмотря на существенную разницу в количестве дней доставки грузов через Суэц и СМП, разница в стоимости доставки не столь велика. При проходе контейнеровозов через Арктику компания экономит всего до 6% затрат на перевозку. В виде высоких издержек выступают топливо, страхование и услуги ледоколов. Кроме того, высоки риски чрезвычайных ситуаций в суровых условиях Заполярья.
Северный морской путь всё ещё не имеет круглогодичной навигации, в связи с чем стать настоящей заменой маршрута через Суэцкий канал пока просто невозможно. Однако данная проблема будет решаться по мере таяния ледников в Арктике, а также развития ледокольного флота, который сможет обеспечивать бесперебойный грузопоток вдоль всего Севморпути.
Пока что Северный морской путь – это очень перспективный проект, который в первую очередь обеспечивает стабильные перевозки грузов из России в Европу и Азию. По мере развития ледокольного флота и портовой инфраструктуры в Арктике транзит через СМП будет становиться всё более привлекательным, однако на это потребуется годы усердной работы.
Денис Ивановский, обозреватель-международник, член Центра евразийских исследований Санкт-Петербургского университета, специально для Telegram-канала СМП.
Комментарии читателей (0):