Намеченный на 9 мая визит президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана в США и его встреча с президентом США Джо Байденом отложена, сообщил Reuters, а вслед за ним и турецкие СМИ. Причем чуть ранее официальный представитель Белого дома Джон Кирби заявил, что «в графике Байдена контакты с его турецким коллегой не значатся». Так в отношениях между Турцией и США была обозначена дипломатическая интрига с определенными посылами и политическими последствиями.
Дело в том, что турецкая дипломатия часто практикует прием первой сообщать о готовящемся визите будь то Эрдогана в какую-либо страну, либо о визите в Турцию лидера того или иного государства. Так было и на сей раз, когда турецкие официальные лица заявили, что президент США примет турецкого коллегу в Вашингтоне в середине мая. Но тогда официального заявления Белого дома по поводу визита не последовало. Более того, сейчас посольство США в Анкаре следующим образом комментирует ситуацию: «В настоящее время нет никаких заявлений относительно этого визита Эрдогана в Белый дом. Никаких изменений в наших планах проводить контакты на высоком уровне при каждой возможности нет. Для того чтобы получить ответ относительно поездки турецких официальных лиц, мы направим запросы турецкому правительству». Из этого следует, что американская сторона не осуществляла практическую подготовку к визиту президента Турции, несмотря на сообщения турецких СМИ.
Но это был только первый ход Анкары. Смысл второго хода заключался в том, что турецкие эксперты стали обсуждать условия, при которых визит Эрдогана в Вашингтон может не состояться. Назывались следующие причины. Вслед за визитом Эрдогана в Вашингтон должен состояться визит в Анкару президента России Владимира Путина, и такая комбинация не устраивает США. Вашингтон проявил недовольство тем, что Эрдоган впервые принял главу политбюро ХАМАС Исмаила Ханию. В свою очередь Анкара недовольна тем, что Конгресс США одобрил очередной пакет военной помощи для Израиля в размере 26 млрд долларов. Какой из приведенных доводов является рациональным, судить пока сложно.
БУДЬТЕ В КУРСЕ
Но ситуацию можно оценивать с другой стороны. Дело в том, что начиная с 2019 года не было ни одного рабочего или иного специального визита президента США в Турцию и президента Турции в США. Все попытки Анкары выйти на полноценный двухсторонний диалог с Вашингтоном вне форматов различных международных встреч пока не увенчались успехом. Но ранее Белый дом демонстрировал, что личная встреча двух президентов важна больше для Турции, теперь Турция ведет «игру» с США, намекая, что они «могут ее потерять».
Она, пожалуй, является одной из стран на Ближнем Востоке, которая первой почувствовала ослабление американского влияния в регионе и стала по-своему расставлять фигуры на геополитической доске. Вашингтон стал наталкиваться на высокую планку выставляемых Турцией требований. На каждом из направлений, где просматривается активная политика Турции — Ирак, Сирия, Ливия, Восточное Средиземноморье и даже Закавказье, — со стороны ее западных партнеров наблюдаются тенденции блокирования и изоляции Анкары. Не говоря уже о том, что в Европе давно перестали говорить о возможности ее интеграции в Европейский союз.
В таких условиях попытки США вернуть Анкару в прежнее привычное положение ведомого, сохранить рычаги своего влияния проваливаются. При этом США открыто дают понять, что проблемы в отношениях с Турцией связаны исключительно только с личностью Эрдогана, который «балансирует между статусами союзника — врага».
Комментируя ситуацию, директор турецкой программы Вашингтонского института Сонер Чагаптай отметил, что «перенос визита Эрдогана в США - довольно серьезное дело, поскольку он уже три года пытается получить приглашение в Белый дом для встречи с президентом США Байденом». Но она, по его словам, может вообще не состояться до президентских выборов в США, и сейчас Эрдоган «может перестать воздерживался от более жестких шагов в отношении США и Израиля». Посмотрим.
Комментарии читателей (0):