Президент Азербайджана Ильхам Алиев совершил рабочий визит в Москву. Если учитывать бурное развитие многопрофильного азербайджано-российского сотрудничества, регулярное общение между сторонами в разных форматах в условиях быстрых перемен в геополитической ситуации в Закавказье, контекст отношений между Азербайджаном и Арменией, то нынешний визит Алиева в Москву можно было бы оценивать как важное, но ординарное событие. В 2022 году между Россией и Азербайджаном была подписана «Декларация о союзническом взаимодействии». К тому же напрашивался и актуальный повод: вывод российских миротворцев из Нагорного Карабаха.
Но Москва предприняла необычный дипломатический ход. Хотя с точки зрения исторической формальности 50-летие Байкало-Амурскую магистраль (БАМ) отмечается в июле, когда съезд ВЛКСМ принял решение по практической реализации этого проекта, было решено отметить эту дату в апреле и связать ее с визитом Алиева. Более того, это стало поводом и для оценки в осуществлении проекта бывшего заместителя председателя Совета Министров СССР Гейдара Алиева, который в свое время курировав эту великую стройку. Президент России Владимир Путин заявил, что Гейдар Алиев «сыграл особую роль в истории БАМ», и «сделал все возможное, чтобы этот сложнейший проект состоялся». По его словам, «в этом ему помог колоссальный объем знаний и опыта, управленческий талант, способность решать самые сложные задачи». А на встрече с ветеранами — строителями БАМ Путин и Алиев напомнили о важности реализации этого проекта сначала для Советского Союза, а теперь для России и всего СНГ. И не только это. Историкам сегодня хорошо известно, что Алиев в Москве в случае сохранения его в высоком аппарате советского правительства «мог бы удержать СССР от развала», к чему вел Михаил Горбачев. Именно в таком контексте Путин и Алиев стали выходить на некогда общую историю двух стран.
И не только это. Конфликт вокруг Нагорного Карабаха, который независимо от объективных и субъективных условий и обстоятельств своего возникновения стал первым толчком для начала развала СССР, к чему приложила руку и часть московской советской партийной и государственной элиты. Потом начались столкновения между грузинами и абхазцами, погромы турок-месхетинцев в Узбекистане, столкновения между узбеками и киргизами. Кстати, бывший президент Азербайджана Аяз Муталибов в бытность своего пребывания в Москве рассказывал автору, как Горбачев «выдавливал Азербайджан из СССР».
БУДЬТЕ В КУРСЕ
Вот почему за официальным кадром московского саммита объективно всплывала политическая тень этого конфликта, хотя ни слова не прозвучало об отношениях с Арменией или о том, что визит Алиева стал первым в Москву визитом после выборов президента России. Это не представляется случайным явлением. По факту после второй карабахской войны территория Нагорного Карабаха вернулась под контроль Азербайджана, но переговоры по заключению мирного договора между Баку и Ереваном переведены с московской на западные площадки и зашли в тупик. Объективно ничто не мешает вернуть этот процесс на московский трек, тем более, что как бы сейчас не оценивать карабахскую политику премьер-министра Армении Никола Пашиняна, он во многом способствовал возврату ситуации к советскому статус-кво, но без автономии Нагорного Карабаха. В Москве Алиев говорил, что «сложившееся положение дел его полностью устраивает», и «вопросы региональной безопасности постоянно в повестке дня наших встреч». Вряд ли Алиев усматривает какую-либо угрозу со стороны Армении. Его больше беспокоят усилия Запада внедриться через Армению в дела региона и потенциальная опасность переброски «дуги нестабильности» с соседнего Ближнего Востока. Не случайно и то, что в московских армянских заявлениях стали появляться новые тона. Так глава МИД России Сергей Лавров заявил, что «Москва по-прежнему считает Ереван союзником не только в юридическом плане», и что «там (в Армении) есть те, кто понимает значение России для безопасности и экономического развития».
Теперь появляются новые важные дополнительные нюансы. Алиев в Москве напомнил о том, что «строительство БАМа объединило все республики Советского Союза». Теперь на очереди реализация еще одного грандиозного геоэкономического транспортного коридора «Север – Юг» с выходом России через Азербайджан, Иран в Персидский залив и в Индийский океан, способного вновь объединить во взаимовыгодной кооперации бывшие советские республики, включая и Армению. В своей инаугурационной речи Алиев говорил: «Если кто-то считает, что мы должны искать семью в другом месте, то могу сказать, что нигде нас не ждут и уже не скрывают этого». Что кается Армении, то и ей на Западе тоже никто не предлагает «больших горизонтов», обозначая перед ней только «дорогу геополитической турбулентности». Тоже не случайно Запад предлагает Армении переключить все проблемы с Азербайджаном на евроатлантический центр и отказаться от проектов новых транспортных коридоров как в Иран, так и в Турцию (Зангезурский коридор).
Теперь остается дожидаться того, как уловят и уловят ли вообще сигналы московского саммита Путин - Алиев в Ереване. Но там не могут не видеть того, что Азербайджан начинает дрейф в сторону России от прежнего флангового пространства Турции и Китая, и идет по пути формирования со странами Евразии альянса с глубоким фундаментом. При этом он одновременно ищет варианты блокирования у своих границ последствий ближневосточного кризиса. В этой связи, как пишет турецкое издание Yeni Şafak, «Азербайджан и Россия начинают возрождать старые - новые связи на постсоветском пространстве».
Но сейчас главное - решить вопрос мира между Азербайджаном и Арменией. Россия готова к посредническому диалогу. Рискнем предположить, что готовится еще один саммит в Москве: Путин – Алиев – Пашинян.
Комментарии читателей (0):