Премьер-министр Великобритании Риши Сунак избрал Польшу местом, где он намерен объявить сегодня, 23 апреля, о выделении киевскому режиму «крупнейшего в истории пакетуа военной помощи». Его стоимость составит около 500 миллионов фунтов стерлингов. Как говорится в сообщении канцелярии правительства, финансирование «будет использовано для быстрой доставки остро необходимых боеприпасов, средств ПВО, беспилотников и средств поддержки». Речь идет о переправке 60 катеров, более 1600 ракет, включая ракеты большой дальности Storm Shadow, более 400 транспортных средств и около 4 миллионов патронов. И первая интрига. Почему Сунак решил вписать Польшу в некую британскую комбинацию на украинском направлении? Ведь он мог сделать своё объявление как в Лондоне, так и в Берлине, куда направится после Варшавы.
Вторая интрига. Состоится встреча на троих британского премьера, его польского коллеги Дональда Туска и уходящего генерального секретаря НАТО Йенса Столтенберга. Триумвират обсудит «вопросы европейской безопасности и поддержки Украины». Как заявил накануне Сунак, Великобритания «всегда будет играть свою роль на переднем крае европейской безопасности, защищая наши национальные интересы и поддерживая наших союзников по Североатлантическому альянсу». В частности, британское правительство планирует в следующем году направить в Польшу эскадрилью истребителей Typhoon для воздушного патрулирования в рамках миссии НАТО. Между тем, польские власти сегодня, похоже, не делают ставку только на Североатлантический альянс. Правительство Туска принимает активное участие в обсуждении проектов единой европейской обороны. Но, замечает портал Politico, «Европейский союз надевает камуфляжные штаны и накачивает мускулы в области обороны, НАТО не в восторге».
Месяц назад Столтенберг заявил по этому поводу журналистам: «Нельзя допустить, чтобы ЕС и альянс представили Германии, Дании или Польше два противоречащих друг другу списка целей по наращиванию потенциала». По мнению газеты Rzeczpospolita, генсек преследует цель «затормозить стремление Евросоюза создать автономную оборонную политику, норвежец покидает свой пост осенью и хочет провести собственный план в жизнь до саммита НАТО в Вашингтоне в июне». Не исключено, что Столтенберг во время встречи на троих в Варшаве хочет прощупать настроения Сунака и Туска по этому вопросу и предложить поддержать его инициативу в качестве запасного варианта в случае возвращения к власти в США в ноябре сего года экс-президента Дональда Трампа. Но на условиях, что контроль за безопасностью «коллективного Запада» будет возложен исключительно на Североатлантический альянс, без появления альтернативного центра в лице Евросоюза. Вопрос в том, какие именно политические силы будут ставить цели и задачи всему НАТО.
БУДЬТЕ В КУРСЕ
Анонсируя переговоры с британским премьером и «норвежским» генсеком, Туск заявил, что у него ещё никогда не было «такого оптимистичного впечатления, что в Европе очень прислушиваются к голосу Польши» и «хотят понять все аспекты нашей безопасности и рисков». Для него «очень важно, чтобы союзники, особенно те, с кем мы практически работаем, то есть британцы, скандинавы, страны нашего региона, чтобы это сотрудничество было гораздо лучше скоординировано». В начале марта в Вильнюсе польский премьер уже обращался к этой теме, когда говорил, что, по его мнению, «сегодня центр тяжести, когда речь идет о безопасности Европы, сильно сместился на север, это формат «Север плюс» – с Литвой, Латвией, Эстонией, Финляндией, Швецией, Норвегией как де-факто европейским партнером, не членом ЕС, но де-факто европейским партнером, и Польшей, а также с активным участием Дании, Великобритании в некоторых начинаниях». Туск подчёркивал, что данный формат показывает, что «можно построить большие, эффективные политические блоки, которые в геополитических вопросах говорят в один голос и будут действовать в одном направлении».
«Север плюс» пока что выглядит, скорее, виртуальным проектом. Но если в обозначенных странах будет принято решение о реализации его, опыт Столтенберга, дважды занимавшего пост норвежского премьера и как генсека НАТО имеющего дополнительные международные контакты, может пригодится. Конечно, многое из того, что в настоящее время обсуждается и предлагается на западных площадках, носит превентивный и теоретический характер. Но сам факт таких дискуссий, их умножение говорит о том, что в Европейском союзе и Североатлантическом альянсе «геополитическое творчество» на тему создания новых региональных союзов обретает второе дыхание. А Лондон и Варшава не хотят оказаться в числе отстающих в гонке за контрольный европейский пакет.
Комментарии читателей (1):