Самой смешной новостью последних дней стала история о том, как Госсовет Литвы оскорбился надписью на русском языке, которая была обнаружена на газопроводе GIPL, соединяющего Прибалтику с Польшей. В итоге компании Amber Grid, оператору литовской ГТС, повелели в срочном порядке поменять все части газовой системы, на которых нанесены символы «враждебного алфавита». Чем конкретно трубопроводу угрожают российские комплектующие, никто пояснить не потрудился.
Тем временем, генподрядчик строительства трубы Alvora уже внесён властями Литвы в список ненадёжных поставщиков, т.к. выяснилось, что он использовал детали российского происхождения тайно. Якобы компания устанавливала «недружественные» комплектующие, предоставляя на них сертификаты польских, румынских и латвийских производителей. Теперь замене подлежат 123 соединительные детали, общая стоимость которых на данный момент оценили минимум в 300 тысяч евро.
Пару слов о самом газопроводе. GILP (Gas Interconnection Poland–Lithuania) был открыт в мае 2022 года и работает в формате интерконнектора между Польшей и Литвой. В своё время строился под лозунгом соединения газовых сетей ЕС и Прибалтики (в довесок с Финляндией, до которой был построен вышедший из строя осенью 2023 года Balticconnector, который запустили только сегодня). В общем, громко заявляли, что теперь у Литвы и остальных лимитрофов наступит эра «полной свободы выбора в плане поставок газа». Однако по факту GILP больше был нужен Польше, т.к. через него она получала доступ к терминалу СПГ в Клайпеде.
Что же получается? В газопроводе, который был призван избавить прибалтов от «российской зависимости» обнаружено около полутора сотен деталей российского происхождения.
При этом Литва вопросом «независимости» обеспокоена уже давно. Они даже СПГ-установку назвали Independence. Запретили они и российское сырье: ещё в 2022 году трубопроводный газ, а в ноябре 2023 года первыми в ЕС запретили и СПГ. Россия запрет Литвы не ощутила никак, т.к. потребление этого «газового гиганта» даже в лучшие времена составляло чуть более 2 млрд кубометров. Однако энергетический кризис сделал своё дело, и уже по итогам 2023 года спрос на «голубое топливо» в Литве обрушился почти на 50% – до 1,36 млрд кубометров.
БУДЬТЕ В КУРСЕ
Стоит ли говорить, что по цепочке закрылись и остатки промышленности. Самый сильный удар пришелся на производителей удобрений. Так, прекратил свою работу производитель завод Lifosa. Не пережил кризис и другой промышленный гигант – крупнейший производитель азотных удобрений в Прибалтике Achema. Объяснение банальное – производство удобрений и само по себе энергоемкое, так ещё и «голубое топливо» для него используется не только как источник энергии, но и как сырьё. Кстати, оба завода являются наследием «советской оккупации» и были построены ещё в 1960-е годы.
По итогу Литва не только не спасла себя, но еще и подставила Евросоюз. Так, в 2022-2023 годах импорт азота в ЕС увеличился на 34%. Импорт карбамида (минеральное удобрение с высокой концентрацией азота) и вовсе вырос на 53%. При этом на долю России пришлось около трети всех поставок. В итоге теперь наши компании зарабатывают неплохие прибыли, а Европа «подсаживается» на продукцию более высокого передела.
Но вернемся к Литве и её злополучному трубопроводу. Обнаружение там деталей российского происхождения – вовсе не удивительно, т.к. мы обладаем полным набором компетенций в данном вопросе. Не так давно я писал, как Япония наложила на нас санкции, запретив экспорт труб, и что это было странно, учитывая, что Россия своими силами строила и технически сложный «Турецкий поток» (трубы лежат в слое сероводорода) и вторую нитку «Северного потока». Так что с трубами у нас всё в порядке, и прибалты об этом знали.
Пусть теперь меняют «враждебные» детали. При этом скорость прибалтов в восстановлении газовой инфраструктуры черепашья. Выше я уже упомянул Balticconnector, который находился на ремонте с осени прошлого года и возобновил работу только сегодня. Может потому, что ему не досталось российских деталей?
Комментарии читателей (0):